Дело №12-21/2012 Р е ш е н и е 24 мая 2012 года п. Демянск Судья Валдайского районного суда Новгородской области, расположенного по адресу: Новгородская область, п. Демянск, ул. К.Либкнехта, д. 4А, Буренкова О.Б., с участием лица, подавшего жалобу - руководителя ГОБУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики с. Лычково» Богдановой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя ГОБУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики с. Лычково» Богдановой Татьяны Михайловны на постановление заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору №28 от 20 апреля 2012 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, у с т а н о в и л: 20 апреля 2012 года заместителем главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору составлен протокол №37 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя ГОБУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики с. Лычково» (далее - ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково») Богдановой Т.М. Как усматривается из протокола, при проведении проверки 20 апреля 2012 года в 16 час. 50 мин. за соблюдением требований пожарной безопасности в данном учреждении было установлено нарушение Правил пожарной безопасности в РФ: работник, ответственный за пожарную безопасность, не обучен пожаро-техническому минимуму (п. 3 ППБ 01-03, п. п. 5, 6, 31, 35, 37 Приказа МЧС России №645, зарегистрированного в Минюсте 21 января 2008 года). 20 апреля 2012 года заместителем главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору составлен протокол №38 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - руководителя ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково» Богдановой Т.М. Из протокола следует, что при проведении проверки 20 апреля 2012 года в 16 час. 50 мин. за соблюдением требований пожарной безопасности в данном учреждении было установлено нарушение Правил пожарной безопасности в РФ: второй эвакуационный выход не соответствует требованиям нормативных документов в соответствии с нормами пожарной безопасности для зданий класса ф1.1 (находится в оконном проеме в помещении стационара) (п. п. 5, 51 ППБ 01-03, п. 6 СНиП 21-01-97*). 20 апреля 2012 года указанные протоколы об административных правонарушениях были рассмотрены заместителем главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору. Постановлением №28 от 20 апреля 2012 года Богданова Т.М. как должностное лицо - руководитель ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково» - привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, руководитель ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково» Богданова Т.М. 27 апреля 2012 года подала жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу. Полагает, что оно является незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указано, что ее вина в нарушении требований пожарной безопасности отсутствует, поскольку она предпринимала все возможные меры для устранения нарушений пожарной безопасности путем подачи ходатайств о выделении денежных средств на данные цели в вышестоящие инстанции, однако финансовые средства выделены не были. Жалоба на указанное постановление подана Богдановой Т.М. в установленный законом срок. При рассмотрении жалобы руководитель ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково» Богданова Т.М. жалобу поддержала, ссылаясь на изложенные в ней доводы, дополнительно пояснив, что наличие состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не оспаривает, однако просит принять во внимание, что обучение работника необходимому пожаро-техническому минимуму проведено в мае 2012 года. По поводу замены оконного проема, являющегося вторым эвакуационным выходом, на дверь может пояснить, что на устранение данного нарушения норм пожарной безопасности необходимы значительные финансовые затраты. Неоднократно, с момента выдачи предписания, она обращалась к вышестоящему руководству (вначале в Администрацию Демянского муниципального района, затем в Комитет по охране здоровья населения Новгородской области) по вопросу изыскания денежных средств для устранения нарушений норм пожарной безопасности, однако финансовые средства выделены не были, самостоятельных свободных денежных средств на эти цели у учреждения не имеется. Заместитель главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору Иванов М.И. на рассмотрение жалобы не явился, о ее рассмотрении извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, дополнительных материалов не представил. В ходе рассмотрения жалобы Богдановой Т.М. в обоснование доводов жалобы были представлены письменные материалы, которые по ходатайству лица, подавшего жалобу, приобщены к материалам дела. Заслушав лицо, подавшее жалобу, Богданову Т.М., проверив материалы дела, судья приходит к следующему. В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. 6 указанного закона должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Из материалов дела следует, что Богданова Т.М. является руководителем ГОБУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики с. Лычково». Как установлено, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору от 01 марта 2012 года №38, в период с 26 марта по 20 апреля 2012 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково». Указанное мероприятие проведено контролирующим органом с целью проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе выполнения учреждением требований предписания, выданного 17 мая 2011 года. В ходе проверки установлено, что вопреки выданному предписанию учреждением не устранена часть нарушений требований пожарной безопасности, что послужило основанием для привлечения руководителя учреждения Богдановой Т.М. к административной ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом контролирующий орган счел доказанным наличие составов административных правонарушений и тот факт, что должностным лицом не были предприняты все возможные меры к исполнению требований органа пожарного надзора. Вместе с тем, с учетом анализа установленных по данному делу фактических обстоятельств и представленных должностным лицом доказательств суд приходит к выводу о том, что в действиях должностного лица в части отсутствует состав вменяемого в вину административного правонарушения, в связи с чем постановление должностного лица органа пожарного надзора нельзя считать законным и обоснованным. Так, из имеющихся материалов, в том числе контрольно-наблюдательного дела, следует, что в большей мере нарушения, отраженные в предписании, учреждением устранены. Не выполнены мероприятия, требующие значительных финансовых затрат - второй эвакуационный выход не соответствует требованиям нормативных документов в соответствии с нормами пожарной безопасности для зданий класса ф1.1 (находится в оконном проеме в помещении стационара) (п. п. 5, 51 ППБ 01-03, п. 6 СНиП 21-01-97*). (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). В исполнение требований предписания в этой части должностным лицом неоднократно принимались все действенные меры - в течение 2011 года и в 2012 году имели место обращения к вышестоящему руководству (Администрация Демянского муниципального района (6 ходатайств), Комитет по охране здоровья населения Новгородской области (1 ходатайство), где отражалась ситуация по имеющимся нарушениям требований пожарной безопасности, испрашивалось об изыскании денежных средств для выполнения данного вида работ. Согласно представленным руководителем учреждения материалам следует, что в большей мере нарушения, выявленные в предписании, в том числе и часть дорогостоящих (установка пожарной сигнализации), устранены. При этом, по устранению данного нарушения за учреждением перед исполнителем работ имеется задолженность в размере более 50 000 рублей, о чем свидетельствует копия искового заявления, поданного в арбитражный суд Новгородской области ООО «Пожбезопасность» в отношении ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково». Исходя из имеющихся ответов на поданные ходатайства в Администрацию Демянского муниципального района, в предоставлении денежных средств на цели устранения нарушений пожарной безопасности, отказано ввиду отсутствия дополнительных источников дохода. Самостоятельных денежных средств на вышеуказанные цели учреждение не имеет. Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении Богдановой Т.М., как должностным лицом, действий, направленных на соблюдение требований и предписаний норм законодательства о пожарной безопасности. Вышеуказанное мероприятие по устранению нарушений требований пожарной безопасности (замена оконного проема - второго эвакуационного выхода - на дверь) не было выполнено в установленный предписанием срок ввиду отсутствия соответствующего финансирования, должностным лицом предприняты все возможные меры в целях недопущения нарушения требований пожарной безопасности, а потому в действиях Богдановой Т.М., как руководителя Центра, отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в части несоблюдения требований пожарной безопасности - второй эвакуационный выход не соответствует требованиям нормативных документов в соответствии с нормами пожарной безопасности для зданий класса ф1.1 (находится в оконном проеме в помещении стационара) (п. п. 5, 51 ППБ 01-03, п. 6 СНиП 21-01-97*). Подвергнув анализу собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что факт наличия в вышеуказанном случае вины должностного лица в совершении правонарушения достоверно не установлен, и учитывает положения ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Таким образом у должностного лица органа пожарного надзора не имелось достаточных оснований для возбуждения в отношении Богдановой Т.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Богдановой Т.М. подлежит прекращению, а обжалуемое постановление - отмене в части признания виновной Богдановой Т.М. и назначении наказания по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. При рассмотрении дела установлено, что в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. п. 5, 6, 31, 35, 37 Приказа МЧС России №645, зарегистрированного в Минюсте 21 января 2008 года в ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково» работник, ответственный за пожарную безопасность, не обучен пожаро-техническому минимуму. Несоблюдение указанных выше норм и правил пожарной безопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Руководителем ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково» Богдановой Т.М. не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих значительность финансовых затрат на устранение данного нарушения. Руководитель учреждения знала о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустила их нарушение. В связи с этим вывод должностного лица органа пожарного надзора о совершении Богдановой Т.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является верным; обстоятельства правонарушения установлены правильно. Обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении должностным лицом органа пожарного надзора установленного Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядка проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица не установлено. Согласно обжалуемому постановлению, административное наказание Богдановой Т.М. назначено в соответствии с правилами ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. Учитывая установленные по делу обстоятельства, при отсутствии в действиях Богдановой Т.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, не имеется правовых оснований для назначения наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает для должностных лиц административное наказание в виде предупреждения и административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. При назначении административного наказания должностному лицу судья, учитывает установленные в ст. ст. 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), цели применения административного наказания, а также, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ, опасный характер совершенного должностным лицом правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, признает обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, устранение выявленного нарушения в кратчайшие сроки, финансовое положение ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково» и полагает возможным назначить Богдановой Т.М. наказание в виде предупреждения. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену в полном объеме постановления по настоящему делу об административном правонарушении, не усматривается. Учитывая вышеизложенное судья приходит к выводу о необходимости отмены постановления в части признания Богдановой Т.М. виновной по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Богдановой Т.М. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Помимо этого, подлежит изменению постановление в части назначения наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей, путем назначения наказания в виде предупреждения. В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору №28 от 20 апреля 2012 года в отношении руководителя ГОБУЗ «ЦОВП с. Лычково» отмене или изменению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, р е ш и л: Постановление заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору №28 от 20 апреля 2012 года в отношении руководителя ГОБУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики с. Лычково» Богдановой Татьяны Михайловны отменить в части признания виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении наказания по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Богдановой Татьяны Михайловны на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Изменить постановление в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, назначив административное наказание Богдановой Татьяне Михайловне за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения. В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору №28 от 20 апреля 2012 года в отношении руководителя ГОБУЗ «Центр общей врачебной (семейной) практики с. Лычково» Богдановой Татьяны Михайловны оставить без изменения, жалобу Богдановой Т.М. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ и должностным лицом, вынесшим постановление, в Новгородский областной суд через Валдайский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья О.Б. Буренкова