об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица



Дело №

Постановление

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судья Валдайского районного суда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, Буренкова О.Б.,

при секретаре Петровичеве Д.М.,

а также с участием заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Иванова М.И.,

законного представителя юридического лица - главного врача Муниципального учреждения здравоохранения «<адрес> центральная районная больница» Орлова В.В., действующего без доверенности как руководитель учреждения, и представителя Гармаш С.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Муниципального учреждения здравоохранения «<адрес> центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>

установил:

В соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела ГПН по <адрес> проведена плановая проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «<адрес> центральная районная больница» (МУЗ «<адрес> ЦРБ»).

В акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ установлены выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, в лечебных корпусах и иных зданиях юридического лица, предусмотренные «Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)», утвержденными приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003 года, зарегистрированными в Минюсте РФ 27 июня 2003 года, регистрационный №4838; НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», зарегистрированными в Минюсте РФ 27 июня 2003 года, регистрационный №4837; НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», зарегистрированными в Минюсте РФ 27 июня 2003 года, регистрационный №4836, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - МУЗ «<адрес> ЦРБ» заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Ивановым М.И. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 23.1 КоАП РФ, передан на рассмотрение в <адрес> районный суд.

При рассмотрении дела представители МУЗ «<адрес> ЦРБ» - главный врач Орлов В.В. и Гармаш С.В. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признали, подтвердили, что факты выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности, изложенные в протоколе об административном правонарушении и акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности, соответствуют действительности и имели место, за исключением предъявленного общего требований - работник ответственный за пожарную безопасность не обучен пожарно-техническому минимуму. Работник ответственный за пожарную безопасность - Гармаш С.В. - прошел соответствующее обучение, о чем выдано квалификационное удостоверение ДД.ММ.ГГГГ, действительное по ДД.ММ.ГГГГ. Пояснили, что имеющиеся нарушения норм противопожарной безопасности обусловлены недостаточностью финансирования. В настоящее время часть нарушений норм и правил пожарной безопасности устранена, а именно на двери чердачного помещения терапевтического корпуса размещена информация о хранении ключей; газовый баллон вынесен из пищеблока на улицу и закрыт в металлическом кожухе, обеспечено свободное открывание дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания. В связи с недостаточностью финансовых средств устранение нарушений ППБ планируется произвести по возможности в ближайший год: в мае 2011 года будет произведена перезарядка огнетушителей, в ходе проведения ремонтов заменены дверные блоки и выполнены иные работы. Указывают, что в ряде корпусов учреждения произведена установка систем оповещения людей о пожаре и автоматической пожарной сигнализации.

Заместитель главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Иванова М.И. в судебном заседании пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности являются существенными и создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, поскольку влияют на процесс вынужденной эвакуации в случае возникновения пожара. Указанные нарушения существуют уже длительное время, юридическим лицом принимаются меры по устранению выявленных нарушений, их значительное число уже устранено, а потому полагает, что назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности в настоящее время нецелесообразно. Кроме того, указал, что в протокол об административном правонарушении был внесен пункт нарушения ППБ о том, что работник ответственный за пожарную безопасность не обучен пожарно-техническому минимуму, ошибочно и просит исключить его.

Выслушав объяснения представителей МУЗ «<адрес> ЦРБ» Орлова В.В. и Гармаш С.В., заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Иванова М.И., исследовав письменные материалы дела, материалы контрольно-наблюдательного дела о противопожарном состоянии объекта надзора № МУЗ «<адрес> ЦРБ», полагаю, что в действиях (бездействие) МУЗ «<адрес> ЦРБ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.

Согласно плану мероприятий по надзору на 2010 год Управления ГПН Главного управления МЧС России по <адрес> на декабрь 2010 года запланированы мероприятия по проверке исполнения обязательных требований пожарной безопасности в МУЗ «<адрес> ЦРБ».

В соответствии с актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в МУЗ «<адрес> ЦРБ» проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что в лечебных корпусах и иных зданиях МУЗ «<адрес> ЦРБ» имеют место следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- в административном здании МУЗ «<адрес> ЦРБ, расположенном по адресу: <адрес>, помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 т.1 НПБ 110-03); системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ 2 типа) (п.п. 3, 102 ППБ 01-03, т. 2 п. 11, т.1 п.1 НПБ 104-03);

- в здании гаражей МУЗ «<адрес> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 т. 1 п. 4 НПБ 110-03); отсутствуют металлические ящики с крышками для сбора промасленной ветоши (п. 41 ППБ 01-03);

- в здании терапевтического корпуса МУЗ «<адрес> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, помещения филиала не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 т. 1 п. 9 НПБ 110-03); системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ 2 типа) (п.п. 3, 102 ППБ 01-03, т. 2 п. 11, т. 1 п. 1 НПБ 104-03); на путях эвакуации в общем коридоре для покрытия пола использован линолеум на горючей основе, сертификат пожарной безопасности отсутствует (п. п. 3, 51 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.25*); недостаточно первичных средств пожаротушения, огнетушитель на 3-ем этаже требует перезарядки (приложение 3 п. 15, 16, 17, 19 ППБ 01-03); на первом этаже не обеспечено свободное открывание дверей на путях эвакуации, по направлению выхода из здания, двери на путях эвакуации на первом, втором, третьем этажах, запасном выходе на балкон открываются не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03); на двери чердачного помещения, в котором по условиям технологии не требуется постоянного пребывания, отсутствует информация о местах хранения ключей (п. 44 ППБ 01-03);

- в здании хирургического корпуса МУЗ «<адрес> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 т. 1 п. 9 НПБ 110-03); на путях эвакуации в общем коридоре для покрытия пола использован линолеум на горючей основе, сертификат пожарной безопасности отсутствует (п. п. 3, 51 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.25*); на первом этаже не обеспечено свободное открывание дверей на путях эвакуации, по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03);

- в здании детской консультации МУЗ «<адрес> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 т. 1 п. 9 НПБ 110-03); системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ 2 типа) (п.п. 3, 102 ППБ 01-03, т. 2 п. 11, т. 1 п. 1 НПБ 104-03);

- в здании детского отделения МУЗ «<адрес> ЦРБ» (2-й этаж), расположенном по адресу: <адрес>, не обеспечено свободное открывание дверей на путях эвакуации, по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03);

- в здании поликлиники МУЗ «<адрес> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, помещения не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 т. 1 п. 9 НПБ 110-03); системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ 2 типа) (п.п. 3, 102 ППБ 01-03, т. 2 п. 11, т. 1 п. 1 НПБ 104-03); на путях эвакуации в общем коридоре для покрытия пола использован линолеум на горючей основе, сертификат пожарной безопасности отсутствует (п. п. 3, 51 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.25*); двери на путях эвакуации на втором этаже, выходе на лестничную клетку открываются не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03);

- в здании пищевого блока МУЗ «<адрес> ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес> помещения филиала не оборудованы установкой автоматической пожарной сигнализацией (п. 3 ППБ 01-03 т. 1 п. 9 НПБ 110-03); недостаточно первичных средств пожаротушения, огнетушитель требует перезарядки (приложение 3 п. 15, 16, 17, 19 ППБ 01-03); в помещении кухни производится хранение газового баллона (п. 121 ППБ 01-03).

Факт совершения указанного административного правонарушения и вина МУЗ <адрес> ЦРБ» в совершении административного правонарушения подтверждается объяснениями представителей юридического лица, привлекаемого к ответственности, представителя ОГПН, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ.

Указание в протоколе об административном правонарушении в отношении МУЗ «<адрес> ЦРБ» на нарушение п. 3 ППБ 01-03 о том, что работник ответственный за пожарную безопасность не обучен пожарно-техническому минимуму, подлежит исключению, поскольку как следует из пояснений представителей МУЗ и представителя ОГПН данное нарушение не было выявлено при проведении проверки, указано ошибочно.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством помимо собственников имущества несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Несоблюдение МУЗ указанных выше стандартов, норм и правил пожарной безопасности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждение знало о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустило их нарушение.

Довод представителей МУЗ «<адрес> ЦРБ» об отсутствии финансирования в должном объеме заслуживает внимания, но не исключает вину этого учреждения в совершении вмененного правонарушения и не является основанием для его освобождения от административной ответственности. При этом, в ходе рассмотрения дела установлено, что на протяжении нескольких лет в МУЗ «<адрес> ЦРБ» имелись нарушения правил и норм пожарной безопасности, к устранению которых меры не предприняты, следовательно, у юридического лица имелась возможность для соблюдения указанных требований пожарной безопасности.

Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, т.е. состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности.

Противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные учреждением, непосредственно влияют на обнаружение пожара в начальной его стадии, оповещение о нем и соответственно на начало и процесс вынужденной эвакуации людей, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровья людей.

Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц административную ответственность в виде предупреждения, административного штрафа - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывает установленные в ст. ст. 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), цели применения административного наказания, а также, в соответствии со ст. 4.1 и 4.2 КоАП РФ, опасный характер совершенного юридическим лицом правонарушения, и признает обстоятельствами смягчающими административную ответственность признание вины, немедленную организация мероприятий, направленных на скорейшее устранение выявленных нарушений, финансовое положение учреждения.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Административное приостановление деятельности назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

С учётом данных о характере совершенного административного правонарушения, наличием смягчающих обстоятельств, отсутствием обстоятельств, отягчающих ответственность, судья полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа. Виновным лицом предпринят ряд мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, что свидетельствует о том, что такое наказание, как административное приостановление деятельности, является нецелесообразным, так как устранение допущенных нарушений в настоящее время возможно без применения такого вида наказания, и установленные ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания будут достигнуты путем применения наказания в виде административного штрафа, что не исключает в дальнейшем в случае неустранения выявленных нарушений ППБ привлечение к административной ответственности и назначения более строгого вида наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.12, 29.7, 29.9., 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать Муниципальное учреждение здравоохранения «<адрес> центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Назначить Муниципальному учреждению здравоохранения «<адрес> центральная районная больница» административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: УФК МФ РФ по <адрес> (УФМС России по <адрес>), ИНН 5321105741, КПП 532101001, номер счета получателя платежа 40101810900000010001, наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, БИК 044959001, ОКАТО 49212000000, код бюджетной классификации 19211690050050000140 - штраф за нарушение норм и правил пожарной безопасности.

Постановление может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд в 10-дневный срок со дня получения копии постановления.

Судья О.Б. Буренкова