№1-141/2011 г.



Дело № 1–141/2011

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань 02 марта 2011 года

Судья Вахитовского районного суда г. Казани Сафиуллин Р.М.,

с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Вахитовского района г. Казани Якуповой Р.Ч.,

подсудимого СИБГАТУЛЛИНА Р.И. , его защитника Ахметшиной Г.Р., ...

представителя потерпевшего С.

при секретаре Бикмиеве Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

СИБГАТУЛЛИНА Р.И. , ...,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В период времени с 21 часа 00 минут 30 октября 2010 года до 01 часа 00 минут 31 октября 2010 года, точное время не установлено, в ходе совместного распития спиртных напитков в ..., между Сибгатуллиным Р.И. и Р. произошла ссора, в ходе которой, Р. ударил кулаком по лицу Сибгатуллина Р.И., а затем, зайдя за ним на кухню, взял со стола нож и стал им махать перед Сибгатуллиным Р.И., высказывая угрозы применения насилия, но, по требованию последнего обратно положил нож на стол.

Продолжая ссориться с Сибгатуллиным Р.И., Р. подошел к нему и обхватил его сзади одной рукой за шею, а другой закрыл рот. В это время Сибгатуллин Р.И. ногами оттолкнулся от подоконника на кухне, от чего они вместе упали на пол. После падения на пол Р. отпустил свои руки, прекратив свои действия в отношении Сибгатуллина Р.И.

В это время Сибгатуллин Р.И., из-за личных неприязненных отношений, возникших в ходе конфликта, решил совершить убийство Р.

Реализуя свой преступный умысел, направленный на лишение жизни Р. , Сибгатуллин Р.И. схватил со стола нож и нанес им не менее 4 ударов в область грудной клетки последнего.

В результате преступных действий Сибгатуллина Р.И. Р. были причинены телесные повреждения в виде 4-х колото-резаных слепых ранений на передней поверхности груди, проникающие в грудную полость с повреждением легких и сердца, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых он скончался на месте происшествия.

Подсудимый Сибгатуллин Р.И. в судебном заседании виновным себя в совершении преступления признал и показал, что потерпевший Р. проживал у него в квартире в качестве квартиранта. В последние дни октября месяца у него также стал жить О., являющийся другом детства. 29 октября 2010 года вечером к нему в гости пришли М. и Л. . В это время в квартире также находились потерпевший и О.. Все вместе они стали отмечать день водителя, распивая спиртные напитки. Ночью М. уехал к себе домой, а О. и Л. опьянили и легли спать. Он же с потерпевшим Р. продолжил распивать спиртные напитки. В ходе распития спиртного он высказал потерпевшему претензии по поводу сломанного им унитаза, а затем предложил ему покинуть квартиру. Из-за этого они стали между собой ругаться, и во время этой ссоры Р. ударил кулаком по его лицу. Не желая драться с ним, он вышел на кухню и, встав около окна, начал курить. Туда же за ним прошел Р. и, заявив, что не собирается уходить из квартиры, взял со стола кухонный нож и стал им размахиваться, высказывая ему угрозы убийством. Он предложил Р. успокоиться и положить нож на стол. Р. послушался его и положил нож обратно на стол, но тут же, подойдя к нему сзади, обхватил его одной рукой за шею, а другой закрыл рот и стал давить. Тут он оттолкнулся ногами от подоконника, и они вместе с ним упали на пол, где тот отпустил его. После этого он встал и, испугавшись дальнейших действий Р. , схватил со стола кухонный нож и ударил им около трех раз в область его груди. Через некоторое время от нанесенных ножом ударов Р. скончался. Через несколько дней после этого он труп потерпевшего выбросил в коллектор возле котельной.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, кроме признания подсудимым Сибгатуллиным Р.И. своей вины, суд находит его вину в совершении преступления полностью доказанной.

При этом суд исходит из следующих обстоятельств, установленных в судебном заседании.

Так, допрошенные в суде по делу в качестве свидетелей Л. и М. подтвердили, что с 29 на 30 октября 2010 года они распивали спиртные напитки в квартире их общего знакомого Сибгатуллина.

Как следует из их показаний, в квартире, кроме Сибгатуллина, также находился его квартирант по имени К. , который также вместе с ними распивал спиртные напитки.

При этом, согласно показаниям свидетеля Л. , ночью, когда он спал, Сибгатуллин разбудил его и сообщил ему о том, что он завалил К. . После этого он встал и обнаружил, что в зале на полу лежит тело Константина без признаков жизни. Причину убийства К. Р.И. объяснил тем, что тот хотел отнять у него квартиру. Увидев все это, он поехал к себе домой.

Из показаний свидетеля О., данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в суде, следует, что, проснувшись 31 октября, он обнаружил лежащего на полу тело Константина. При этом тело его было завернуто в ковер и перевязан электрическими кабелями. Со слов Р.И. он узнал о том, что между ним и К. произошла ссора, в ходе которой он 3 раза ударил его ножом. Затем Сибгатуллин стал просить его помочь вынести труп К. из квартиры, однако он в этом ему отказал. После этого Р.И. вытащил труп и выкинул его в коллектор, расположенный рядом с домом. Он также выкинул одежду Константина и его сотовый телефон (т.1, л.д. 103-105).

Свидетель М. суду показал, что 30 октября 2010 года ночью он уехал к себе домой, очевидцем совершенного Сибгатуллиным убийства не был. При нем подсудимый Сибгатуллин и потерпевший не конфликтовали.

Согласно показаниям свидетеля Ц., данным в суде, 27 декабря 2010 года в ходе уборки квартиры, в которой ранее проживала ее дочь с бывшим мужем – подсудимым Сибгатуллиным, был обнаружен паспорт на имя Р.

Допрошенная в суде свидетель Л. , подтвердила, что ее муж Л. с 29 по 31 октября 2010 года находился у своего знакомого Сибгатуллина. Позже со слов мужа она узнала о том, что Сибгатуллин совершил убийство своего квартиранта.

Кроме того, вина подсудимого Сибгатуллина Р.И. в совершенном преступлении также подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 08 ноября 2010 года, из которого следует, что в коллекторе тепловой трассы, расположенной у ..., был обнаружен труп потерпевшего с признаками насильственной смерти (т. 1, л.д. 6-13).

Протоколом явки с повинной, согласно которому, 08 ноября 2010 года Сибгатуллин Р.И. сообщил правоохранительным органам о совершенном им убийстве (т. 1, л.д. 38).

Протоколом проверки показаний на месте от 10 ноября 2010 года, из которого следует, что при проведении данного следственного действия подсудимый Сибгатуллин Р.И. подробно описал обстоятельства совершенного им преступления (т. 1, л.д. 54-62).

Протоколами осмотра вещественных доказательств – паспорта гражданина РФ на имя Р. , обнаруженного по месту жительства подсудимого Сибгатуллина Р.И., сотового телефона «Самсунг», принадлежащего потерпевшему Р. , электрического провода, одежды подсудимого Сибгатуллина Р.И., ковра, одеяло (т. 1, л.д. 152, 160-163, 170-173).

Заключением судебно-медицинской экспертизы, из которого следует, что на трупе потерпевшего Р. обнаружены телесные повреждения в виде колото-резаных слепых ранений передней поверхности груди, проникающих в грудную полость с повреждением легких и сердца, которые являются прижизненными, причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни (т. 1, л.д. 181-191).

Из показаний судебного эксперта Щ., допрошенного в ходе предварительного следствия, следует, что возможность наступления смерти потерпевшего Р. от телесных повреждений, обнаруженных при экспертизе, не исключается (т. 1, л.д. 194-195).

Оценив и проанализировав установленные по делу доказательства, суд считает вину подсудимого Сибгатуллина Р.И. в совершении преступления доказанной, а его действия по предложению государственного обвинителя квалифицирует по ч. 1 ст. 105 УК РФ – как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Судом проверены также доводы подсудимого Сибгатуллина Р.И. о причинении им смерти потерпевшему Р. в ходе самообороны, об отсутствии у него умысла на причинение его смерти.

Согласно его показаниям, данным в суде, потерпевший Р. во время ссоры ударил его кулаком по лицу, а затем угрожал ему ножом, а затем, положив нож на стол, схватил его сзади рукой за шею и, закрыв рот, стал его душить.

По утверждению подсудимого Сибгатуллина Р.И., удары ножом в область грудной клетки потерпевшего им были нанесены в целях защиты от возможных дальнейших противоправных действий с его стороны по отношению к нему.

Однако, суд не может согласиться с указанными доводами подсудимого, считает их несостоятельными.

В соответствии с положениями, приведенными в ст. 37 УК РФ, состояние необходимой обороны возникает в момент начала преступного нападения или при реальной угрозе такого нападения, а заканчивается, когда преступное посягательство отражено и нападение прекратилось. Если насильственные действия обороняющегося продолжаются после прекращения посягательства, состояние необходимой обороны отсутствует.

В судебном заседании установлено, что у подсудимого Сибгатуллина Р.И. каких-либо оснований опасаться за свою жизнь или здоровье не имелось, поскольку, когда он вместе с потерпевшим Р. упал на пол, последний отпустил его.

Несмотря на это, Сибгатуллин взял со стола нож и с целью убийства нанес им не менее 4-х ударов в область грудной клетки потерпевшего.

При этом, нанося удары ножом в область грудной клетки потерпевшего, Сибгатуллин Р.И. осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий – смерть потерпевшего Р. и желал их наступления.

Причем, область нанесения ножевых ранений – грудная клетка, где расположены жизненно важные органы человека, в том числе сердце и легкие, указывает на то, что Сибгатуллин Р.И. действовал с умыслом на лишение жизни потерпевшего Р.

Доводы же подсудимого Сибгатуллина Р.И. о возможном продолжении агрессии со стороны потерпевшего ничем объективно не подтверждаются, являются лишь его предположениями, поскольку, как установлено в суде, после того как они упали на пол, потерпевший Р. каких-либо насильственных действий в отношении Сибгатуллина Р.И. не совершал.

Кроме того, исследованные в судебном заседании письменные материалы уголовного дела свидетельствуют о наличии агрессии в поведении Сибгатуллина Р.И.

Так, как следует из судебных решений, приобщенных к материалам дела, подсудимый Сибгатуллин Р.И. ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности за нанесение побоев, угрозу убийством, в том числе с применением ножа.

Как установлено в суде, инициатором конфликта, произошедшего в ходе распития спиртных напитков с потерпевшим, являлся именно подсудимый Сибгатуллин Р.И.

Исходя из приведенного анализа установленных по делу доказательств, судья оснований для признания в действиях Сибгатуллина Р.И. признаков необходимой обороны или переквалификации его действий на ч. 1 ст. 108 УК РФ не находит.

Согласно заключению амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы №, в настоящее время у Сибгатуллина Р.И. обнаруживаетя психическое расстройство в форме хронического алкоголизма 2 стадии. Выявленные расстройства психики выражены не столь значительно, не сопровождаются грубым снижением интеллекта, памяти, эмоционально волевой сферы, общих критических способностей и не лишают в настоящее время Сибгатуллина Р.И. способности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В период, относящийся к инкриминируемому ему правонарушению, он обнаруживал те же отклонения со стороны психики, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера он не нуждается (т. 1, л.д. 201-202).

Оценив выводы данной экспертизы в совокупности с другими материалами уголовного дела, суд находит их обоснованными, а потому, Сибгатуллина Р.И. в содеянном признает ВМЕНЯЕМЫМ.

Определяя вид и меру наказания, суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Совершенное подсудимым преступление относится к категории особо тяжких, по месту жительства он характеризуется отрицательно.

Суд также учитывает, что подсудимый Сибгатуллин Р.И. не имеет судимости, вину признал, в содеянном раскаивается. Явку с повинной подсудимого суд в силу ст. 61 УК РФ признает обстоятельством, смягчающим наказание.

Вместе с тем, с учетом изложенных в приговоре обстоятельств совершенного преступления, суд считает невозможным исправление подсудимого без изоляции от общества и не находит оснований для применения ст. ст. 64, 73 УК РФ.

При этом суд считает возможным не назначать в отношении подсудимого Сибгатуллина Р.И. наказания в виде ограничения свободы, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать СИБГАТУЛЛИНА Р.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 6 (шести) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима без ограничения свободы.

Срок отбытия наказания исчислять с 09 ноября 2010 года, то есть с момента его задержания в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ.

Меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении Сибгатуллина Р.И. оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства – фрагменты ковра и одеяло, электропровод, матерчатый пояс, обрезки электрических проводов, сотовый телефон «Самсунг», хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Центрального МРСО СУ СК РФ по РТ, уничтожить, две футболки, трико, изъятые у Сибгатуллина Р.И., хранящиеся там же, возвратить родственникам последнего, паспорт на имя Р. , хранящийся там же, хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный в тот же срок вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья Р.М. Сафиуллин