О признании незаконными действий государственного служащего



Дело № 2-5415/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2010 года Вахитовский районный суд г. Казани

в составе председательствующего судьи Шакирьяновой Д.Р.

при секретаре Елисеевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиннуровой А.Г. о признании незаконным действий сотрудника налогового органа,

у с т а н о в и л:

Зинурова А.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия сотрудника налогового органа, в обосновании требований указывая, что работает директором ООО «Юридическое агенство «ПРИС». Налоговым органом в ее адрес было направлено требование № 2.5-09/10518 от 16.03.2010 о явке в МРИ ФНС №14 по Республике Татарстан для дачи пояснений в порядке ст.90 НК РФ по вопросу заключения договоров аренды, гарантийных писем на юридический адрес для внесения изменений в учредительные документы, с требованием документов, подтверждающие указанные обстоятельства. Просит суд признать незаконным действия заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС № 14 по РТ Галиуллиной З.И. по ее вызову согласно вышеуказанному требованию для дачи пояснений в порядке ст.90 НК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал

Представитель заинтересованного лица – Межрайонная инспекция ФНС № 14 по РТ в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований

Выслушав пояснения сторон, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ – заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом. Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 Налогового Кодекса. Налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

На основании п.7 ст.88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым Кодексом.

В соответствии с п.5 ст.89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Согласно п.1 ст.90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

В силу п.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Судом установлено, что заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС № 14 по РТ Галиуллиной З.И. в адрес руководителя ООО «Юридическое агенство «ПРИС» направлено требование № 2.5-09/10518 от 16.03.2010 о явке для дачи пояснений в порядке ст.90 НК РФ по вопросу заключения договоров аренды, гарантийных писем на юридический адрес: ... для внесения изменений в учредительные документы, с требованием документов, подтверждающие указанные обстоятельства л.д.6).

Из пояснений представителя Межрайонной инспекцией ФНС № 14 по РТ и представленного отзыва следует, что согласно свидетельства о государственной регистрации права Номер обезличен от Дата обезличена ООО «Юридический центр «ПРИС» принадлежит на праве собственности помещение по адресу: ....

Осуществление деятельности ООО «Юридический центр «ПРИС» возложено на управляющую компанию ООО «Юридическое агенство «ПРИС».

На запрос заявителя ООО «Юридический центр «ПРИС», юридическим адресом которого является: ... сообщил, что органами прокуратуры г.Москвы проверок налоговыми органами в порядке ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отношении ООО «Юридический центр «ПРИС» не санкционировалось, решений о проведении выездных плановых проверок в 2009-2010 г.г. не получалось. В настоящее время никаких дел о налоговых правонарушениях в отношении ООО «Юридический центр «ПРИС» не имеется л.д. 17).

Оценив собранные по делу доказательства, проверив доводы сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и поэтому подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.

С учетом требований ст.82 НК РФ налоговый орган вправе осуществлять налоговый контроль только по вопросам законодательства о налогах и сборах. Истребование документов в силу п.7 ст.88 НК РФ допускается только при выездной проверке. Как следует из текста требования № 2.5-09/10518 от 16.03.2010, оно не относится к вопросу налогов и сборов.

Кроме того, данное требование адресовано юридическому лицу, которое объяснения, предусмотренные ст.82 п.1 НК РФ может давать только в письменной форме, за подписью уполномоченного представителя, заверенного печатью. Следовательно, отсутствует обязанность личной явки в налоговый орган. Обязанность личной явки для дачи объяснений не предусмотрена законодательством. Выездная налоговая проверка в ООО «Юридическое агенство «ПРИС» в настоящее время также не проводится.

Доводы представителя МРИ ФНС № 14 по РТ о том, что данное требование о вызове в качестве свидетеля было направлено Зинуровой А.Г. по просьбе Инспекции ФНС России №14 по г.Москве судом проверены. Суд находит их несостоятельными и не соответствующими действующему законодательству.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявление Зинуровой А.Г., признать действия заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан Галиуллиной З.И. о вызове руководителя общества с ограниченной ответственностью «Юридический центр «ПРИС» Зинуровой А.Г. для дачи пояснений в порядке ст. 90 НК РФ незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Зиннуровой А.Г. удовлетворить.

Признать действия заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан Галиуллиной З.И. о вызове руководителя общества с ограниченной ответственностью «Юридический центр «ПРИС» Зинуровой А.Г. для дачи пояснений в порядке ст. 90 НК РФ незаконными.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение десяти дней.

Судья Шакирьянова Д.Р.