Дело № 2-9377/2010г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ08 октября 2010 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,
с участием прокурора Шайдуллина Р.Ф.,
при секретаре Миндубаевой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Галиева Радика Рустамовича об оспаривании решения Казанской городской Думы №2-52 от 16.07.2010г. «О назначении выборов депутатов Казанской городской Думы второго созыва»,
установил:
Галлиев Р.Р. обратился с заявлением об оспаривании решения Казанской городской Думы №2-52 от 16.07.2010г. «О назначении выборов депутатов Казанской городской Думы второго созыва», указывая в обоснование на то, что 16 июля 2010г. Казанская городская Дума вынесла решение №2-52 «О назначении выборов депутатов Казанской городской думы второго созыва» (далее - решение).
Данное решение противоречит федеральному законодательству и нарушает избирательные права граждан, а так же права граждан на участие в референдуме.
8 декабря 2005 г. Верховным судом РТ было вынесено решение №ЗП-1-77/2005, по заявлению Галиева P.P., которым было отказано в заявлении о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению Закона Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани", Закона Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ "Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани". Данное решение было оставлено без изменения определением Верховного суда РФ по кассационной инстанции от 5 апреля 2006г., который согласился с выводами Верховного суда РТ.
В то же время Конституционный Суд РФ определил конституционно-правовое содержание применения данных законов. Из Определения Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 344-О-П "По жалобам главы муниципального образования "Село Маган" Республики Саха (Якутия) и граждан Т.Р. Алексеевой и Е.С. Мондаровой на нарушение их конституционных прав положениями Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" следует, «Согласно абзацам пятому - восьмому части 3 статьи 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае наличия в составе территории (в границах) муниципального образования (за исключением района) города и других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями, не позднее 1 марта 2005 года законом субъекта Российской Федерации принимается решение: об упразднении указанных муниципальных образований (за исключением города) и соответствующих органов местного самоуправления не позднее 1 января 2006 года, если территории данных муниципальных образований находятся в пределах городской черты; об исключении территорий населенных пунктов, находящихся за пределами городской черты, из состава территории указанного муниципального образования; внутригородские муниципальные образования упраздняются с 1 января 2006 года.
Следовательно, при установлении уполномоченными органами, разрешающими вопрос о наделении муниципального образования статусом городского округа, факта вхождения в состав территории данного муниципального образования других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями, но находящихся за пределами городской черты, соответствующие муниципальные образования подлежат исключению из состава территории муниципального образования, статус которого изменяется.
Приведенными положениями части 3 статьи 84 названного Федерального закона непосредственно не предусматривается необходимость учета мнения населения соответствующих муниципальных образований при принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения об упразднении муниципальных образований и соответствующих органов местного самоуправления, если территории данных муниципальных образований находятся в пределах городской черты. Однако эти положения - по их смыслу во взаимосвязи со статьями 12 и 13, абзацем первым части 3 статьи 83 и абзацем первым части 3 статьи 84 - также предполагают, что изменение границ территорий и преобразование муниципальных образований осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 12 и 13, т.е. с учетом мнения населения соответствующих территорий.»
Точно такой же принцип конституционно-правого применения федерального закона №131-Ф3 указан в Определении Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. N 171-О-П "По жалобе гражданина О.Б. Гуртуева и коллективной жалобе граждан - жителей Кабардино-Балкарской Республики на нарушение их конституционных прав положениями законов Кабардино-Балкарской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики", "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
«Приведенными положениями части 3 статьи 84 непосредственно не предусматривается необходимость учета мнения населения соответствующих муниципальных образований при принятии органами государственной власти, субъектов Российской Федерации решения об упразднении муниципальных образований и соответствующих органов местного самоуправления, если территории данных муниципальных образований находятся в пределах городской черты. Однако эти положения - по их смыслу во взаимосвязи со статьями 12 и 13, абзацем первым части 3 статьи 83 и абзацем первым части 3 статьи 84 - также предполагают, что изменение границ территорий и преобразование муниципальных образований осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 12 и 13, т.е. с учетом мнения населения соответствующих территорий.
4.3. Таким образом, часть 3 статьи 84 и часть 3 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что в случаях изменения границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, и преобразования муниципальных образований требуется учет мнения населения соответствующих территорий, выраженного в установленной форме. Иное означало бы, что на предусмотренные в указанных статьях случаи не распространяется не только действие общего принципа, закрепленного в статьях 12 и 13 данного Федерального закона, но и действие универсального принципа, гарантированного статьей 131 (часть 2) Конституции Российской Федерации и относящегося к самому существу местного самоуправления, что недопустимо».
Кроме того данными судебным актом Конституционного суда РФ устанавливается:
«Таким образом, регулирование законами Кабардино-Балкарской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики" и "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" вопросов установления и изменения территориального устройства в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе изменения территориальных границ муниципальных образований, осуществляется прежде всего на основе соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Роесийской Федерации", а также Конституции Кабардино-Балкарской Республики, т.е. на основе принципа верховенства Конституции Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации и принципа иерархической соподчиненности нормативных правовых актов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1, 2 и 4; статья 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу указанных конституционных положений во взаимосвязи со статьями 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также ее статьями 3 (части 2 и 3), 32 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1), 130 и 131 и основанных на них правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, на случай, когда в изданном на основании и в порядке реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законе субъекта Российской Федерации какой-либо универсальный принцип местного самоуправления не указан, предполагается, что такой закон субъекта Российской Федерации должен действовать точно так же, как если бы этот принцип содержался непосредственно в самом законе.
Следовательно, отсутствие в законах Кабардино-Балкарской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики" и "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" прямого указания на необходимость соблюдения такого закрепленного в Конституции Российской Федерации и содержащегося также в Европейской Хартии местного самоуправления, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Конституции Кабардино-Балкарской Республики принципа местного самоуправления, как учет мнения населения при изменении границ территорий муниципальных образований, не может истолковываться как его отрицание названными законами Кабардино-Балкарской Республики. Данный принцип в силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 18 Конституции Российской Федерации присущ самим законам Кабардино-Балкарской, Республики и применительно к урегулированному ими кругу правоотношений действует непосредственно, определяет их смысл, содержание и применение, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Исходя из этого пункт 8 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики" и приложения N 25, 26 и 29 к данному Закону, а также статья 1, пункт 2 статьи 14 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" и приложение N 1 к данному Закону по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как дающие основание изменять границы территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, преобразовывать и упразднять муниципальные образования без учета мнения населения соответствующих территорий».
В соответствии с выше указанными конституционно-правовыми положениями, установленными Конституционным судом РФ Закон Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани" и Закон Республики Татарстан от 2 апреля 2005 года N 62-ЗРТ "Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани" сами по себе не противоречат федеральному законодательству, однако не могут применяться в той части, в которой они устанавливают новую территорию осуществления местного самоуправления, упраздняя при этом уже существующие муниципальные образования без проведения законных процедур учета мнения населения при изменении границ территорий осуществления местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008 г. N 194-О-П "По жалобе администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области и окружного Совета депутатов того же муниципального образования на нарушение конституционных прав и свобод Законом Калининградской области "Об организации местного самоуправления на территории Балтийского городского округа" и частью 4 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также по жалобе граждан Н.А. Горшениной, Н.И. Кабановой и других на нарушение их конституционных прав названным Законом Калининградской области":
«Учет мнения населения в определенных конституционно-правовых ситуациях может осуществляться путем принятия населением решения на местном референдуме, итоги которого носят обязательный характер; в иных случаях мнение населения может выявляться с помощью различных форм как непосредственного, так и опосредованного (через представительный орган власти) волеизъявления граждан; к ним могут относиться решения представительных органов местного самоуправления по принятию и изменению своих уставов, которыми, в частности, устанавливается территориальная основа местного самоуправления и, соответственно, определяется состав территорий муниципальных образований. При этом законодатель во всяком случае должен исходить из того, что территориальные изменения, напрямую затрагивающие интересы большинства населения территории, на которой осуществляется местное самоуправление, предполагают непосредственное волеизъявление населения соответствующей территории.
Следовательно, при изменении границ территорий в связи с упразднением муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, и действуют выборные органы муниципальных образований, наиболее адекватной формой учета мнения населения, по смыслу статьи 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации, является референдум. В противном случае местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемого, в частности, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статья 133 Конституции Российской Федерации)»
Поскольку, каких-либо процедур учета мнения населения при установлении территории осуществления местного самоуправления в границах города Казани и упразднения при этом внутригородских муниципальных образований не проводилось, следовательно, в соответствии с вышеприведенными конституционно-правовыми принципами применения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», а так же принятыми в соответствии с ним Законами РТ незаконно создание новых органов местного самоуправления и проведение выборов в них на территории города Казани без проведения процедур учета мнения населения в формах непосредственного волеизъявления, то есть без референдума. На территории г. Казани органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования городского округа были созданы исключительно независимо от населения по инициативе ранее действующих органов государственной власти, что нарушает права граждан избирать и быть избранными, в созданные населением органы местного самоуправления и на проведение референдума по вопросу изменения территорий осуществления местного самоуправления и создания органов местного самоуправления новый территории. Несоблюдение этих прав делает такие органы местного самоуправления г. Казани продуктом деятельности органов государственной власти, что недопустимо в соответствие с конституционно-правовым содержанием местного самоуправления в принципе.
Поскольку вышеуказанное оспариваемое решение местного самоуправления нарушает права граждан г. Казани избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а так же право на проведения референдума, закрепленные ст. 12, 13 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же предусмотренных статей 130, 131, 133 Конституции РФ, согласно выше указанной правовой позиции Конституционного суда РФ на основании ч.1 ст. 259 ГПК РФ истец просит признать не законным решение Казанской городской Думы №2-52от 16 июля 2010г. и отменить проведение выборов в Казанскую городскую Думу назначенных на 10 октября 2010г.
Заявитель и его представитель Златкин А.М. в судебном заседании заявление поддержали.
Представитель КГД Ищенко и Сальникова М.М. в судебном заседании с заявлением не согласились.
Судом в качестве заинтересованных лиц были привлечены Избирательная комиссия муниципального образования г.Казани (далее по тексту - Избирком МО г.Казани), Буторин А.В. и Гупало Р.Р.
Представитель Избиркома МО г.Казани Сальникова М.М. в судебном заседании с заявлением не согласилась.
Заинтересованные лица Буторин А.В. и Гупало Р.Р. в судебном заседании с заявлением согласились.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Судом установлено, что Решением Казанской городской Думы № 2-52 от 16.07.2010г. на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Казанской городской Думы второго созыва.
Суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.
Статьей 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее - Федеральный закон) установлено, что выборы депутатов органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих депутатов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона срок, на который избираются депутаты органов местного самоуправления, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.
Статьей 24 Устава муниципального образования города Казани (далее - Устав) определено, что Городская Дума состоит из 50 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет.
В соответствии с Законом Республики Татарстан «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях Республики Татарстан» выборы депутатов представительного органа состоялись 16 октября 2005 года, исходя из положений статьи 10, с учетом положения статьи 81.1 Федерального закона выборы в Казанскую городскую Думу назначены на второе воскресенье октября 2010 года.
Согласно статье 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования, в данном случае - Казанской городской Думой.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Статьей 10 Федерального закона также предусматривается процедура назначения выборов в случае, если уполномоченный орган в установленный срок не исполнит обязанность по назначению выборов. Таким образом, законодательство предусматривает гарантии реализации принципа обязательности и периодичности выборов.
Позиция заявителя о незаконности установления границ города Казани опровергается вступившим в силу решением Верховного суда Республики Татарстан от 8.12.2005 по делу № Зп-1-77/2005г., которым отказано в удовлетворении заявления Р.Р.Галиева о признании противоречащими федеральному законодательству Закона РТ от 15.09.2004 № 46-ЗРТ «О границах и статусе муниципального образования города Казани Республики Татарстан» и Закона РТ от 2.04.2005 № 62-ЗРТ «Об упразднении внутригородских муниципальных образований в составе территории муниципального образования города Казани», а также определением Верховного суда Российской Федерации № 11-Г06-2.
Довод, заявителя о противоречии порядка создания органов местного самоуправления конституционно-правовому содержанию местного самоуправления не обосновывает его требования об отмене решения Казанской Городской Думы о назначении выборов, так как порядок формирования органов местного самоуправления определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законом Республики Татарстан «О местном самоуправлении в РТ», Уставом муниципального образования города Казани и не является предметом правового регулирования оспариваемого решения.
Суд считает, что оспариваемое решение Казанской городской Думы «О назначении выборов депутатов Казанской городской Думы второго созыва» принято уполномоченным органом, опубликовано в установленные сроки, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.12,56,198,261 ГПК РФ, суд
решил:
Галиеву Радику Рустамовичу в удовлетворении заявления об оспаривании решения Казанской городской Думы №2-52 от 16.07.2010г. «О назначении выборов депутатов Казанской городской Думы второго созыва» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья: Зыбунова Е.В.