о возложении обязанновсти включить жилой дом в перечень объектов культурного наследия



Дело №2-8050/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2010 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи - Зыбуновой Е.В.

при секретаре - Устиновой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барон Л.А. , Домрачевой Н.Е., Денисовой Л.В., Волох Н.Ф., Волох О.П., Исмагилова И.Ф. к Министерству культуры Республики Татарстан о включении дома №58 по ул.Пушкина в Перечень объектов культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Барон Л.А., Домрачева Н.Е., Денисова Л.В., Волох Н.Ф., Волох О.П., Исмагилов И.Ф. обратились в суд с иском к Министерству культуры Республики Татарстан (далее по тексту – Минкультуры РТ) о включении дома №58 по ул.Пушкина в Перечень объектов культурного наследия. В обоснование иска указано, что на основании выданных им договоров на передачу жилых помещений в собственность граждан, зарегистрированных Главой администрации г. Казани РТ, их дом № 58 по ул. Пушкина (старая нумерация дома № 22) является Памятником Республики Татарстан. Как выяснилось в настоящий момент, данной категории - Памятника Республики Татарстан - их дом оказался лишен. В коллективном обращении собственников квартир дома, поданном на имя Министра культуры РТ от 14.05.2009 г., они потребовали вернуть дому статус Памятника Республики Татарстан или предоставить документы, на основании которых был произведен данный акт. В ответном письме начальника управления Минкультуры РТ (И.М. Нестеренко от 19 мая 2009 г.) им сообщили, что в Списке объектов культурного наследия их дом не значился, но решением согласительной комиссии от 04.03.2009 г. он включен в Список выявленных объектов и рекомендован для включения в Перечень объектов памятников истории и культуры местного значения. На вторичное обращение по данному вопросу был получен тот же ответ, что дом № 58 по ул. Пушкина рекомендован для включения в Перечень объектов памятников истории и культуры местного значения. Широкой общественности, ученым Российской Федерации и Республики Татарстан известно, что дом № 58 по ул. Пушкина является истинным памятником архитектуры и истории Республики Татарстан, и, что автор проекта «архитектор Р. М. Муртазин. Дом четырехэтажный построен по симметричной схеме. Основной элемент декора - группа граненых полуколонн в нейтральной части. Образец неоклассицизма с использованием восточных мотивов». Кроме того, в доме проживали такие известные и заслуженные деятели ТАССР как: П. Д. Тунаков - председатель исполкома Казгорсовета (с 1957 по 1965 г.), а позже министр коммунального хозяйства ТАССР; заслуженный работник культуры РСФСР, министр культуры ТАССР Б. М. Гизатуллин; ректор Казанского педагогического института (с 1967 по 1986 г.), директор Института языка и литературы АН РТ, академик АН РТ М.3. Закиев. Истцы считают, что Министерство культуры РТ ущемляет их права, как собственников жилья. Истцы просят обязать Минкультуры РТ исправить свою ошибку и включить дом № 58 по ул. Пушкина в Перечень объектов культурного наследия; выдать собственникам квартир дома официальный документ, подтверждающий статус дома, в качестве Памятника Республики Татарстан.

Истцы Денисова Л.В., Волох Н.Ф., Волох О.П. в судебное заседание не явились.

Истцы Барон Л.А., Домрачева Н.Е., Исмагилов И.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Минкультуры РТ, Ахметзянова Г.Р. в судебном заседании иск не признала.

Судом в качестве третьего лица было привлечено Государственное учреждение Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Минкультуры РТ.

Представитель третьего лица Государственного учреждения Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Минкультуры РТ Нестеренко И.М..

Выслушав пояснения истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Судом установлено, что постановлением Главы администрации г.Казани №221 от 21.021994г. «Об утверждении Списка вновь выявленных памятников истории и культуры г.Казани и постановке их на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры местного значения», был утвержден Список вновь выявленных памятников истории и культуры г.Казани, в который, в том числе, вошел и дом №22 по ул.Пушкина г.Казани. Указанное постановление было признано утратившим силу в соответствии с постановлением Главы администрации г.Казани от 09.06.2005г. №1308, которым также постановлено, что решение о включении дополнительно выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) нардов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия местного (муниципального) значения по г.Казани принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан по согласованию с Минкультуры РТ.

Постановлением Главы администрации Вахитовского района г.Казани №1920 от 21.11.1996г. «О постановлении Главы администрации г.Казани от 02.10.1996г. №1328 «О наименовании улиц г.Казани»» произведена перенумерация строений по ул.Пушкина, согласно которой адрес жилого дома №22 по ул.Пушкина изменен на адресный номер «г.Казань, ул.Пушкина, д.58».

Согласно протоколу №1 согласительной Комиссии по корректировке «Проекта охранных зон объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г.Казани» от 04.03.2009г., утвержденному Первым заместителем министра культуры РТ - председателем согласительной комиссии, дом №58 по ул.Пушкина включен в Список выявленных объектов культурного наследия, рекомендованных для включения в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения.

Истцы являются собственниками квартир в доме №58 по ул.Пушкина г.Казани.

Суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Из пояснений истцов следует, что при приватизации квартир в доме №22 по ул.Пушкина г.Казани, проходившей в 1996-1998 годах, их дом значился как памятник истории и культуры Республики Татарстан, однако в настоящее время данной категории – памятника истории и культуры их дом оказался лишен.

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия.

Согласно ст.4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Согласно ст.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением;

2) разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения;

5) установление порядка изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения;

6) определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении (об исключении) объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

8) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения.

Согласно ст.28 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях:

обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;

определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;

определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;

отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия.

Из пояснений представителя Минкультуры РТ следует, что дом №58 по ул.Пушкина включен в Список выявленных объектов культурного наследия, рекомендованных для включения в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения и находится под охраной Минкультуры РТ. В настоящее время Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Минкультуры РТ ведутся работы, по результатам которых будет принято решение по указанному дому.

Указанное обстоятельство подтверждается Приказом №1 от 13.01.2010г. начальника Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Минкультуры РТ, согласно которому утвержден План мероприятий Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Минкультуры РТ на 2010г., где запланировано в течение года участие в проведении государственной историко-культурной экспертизы для обоснования принятия органами государственной власти РТ или органами местного самоуправления в установленном порядке решений: о включении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения в реестр и об определении категории его историко-культурного значения.

Поскольку решение о включении дома №58 по ул.Пушкина г.Казани в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения будет приниматься по результатам государственной историко- культурной экспертизы, в настоящее время дом включен в список выявленных объектов культурного наследия, оснований для удовлетворения иска о включении дома №58 по ул.Пушкина в Перечень объектов культурного наследия у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.12,56,198, 256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Барон Л.А. , Домрачевой Н.Е., Денисовой Л.В., Волох Н.Ф., Волох О.П., Исмагилову И.Ф. в удовлетворении иска к Министерству культуры Республики Татарстан о включении дома №58 по ул.Пушкина в Перечень объектов культурного наследия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.