по иску Казанского межрайонного прокурора к ФКП `Казанский завод точного машиностроения`



2-9805/10

Решение

Именем Российской Федерации

30 ноября 2010 года Вахитовский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Мусиной Л.М.

при секретаре Бажановой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному Казенному Предприятию «Казанский завод точного машиностроения» о возложении обязанности обеспечения безопасности промышленного объекта

Установил:

Казанский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ФКП «КЗ ТочМаш» на основании поступившего из Управления Ростехнадзора по РТ обращения. Было установлено, что предприятие осуществляет утилизацию боеприпасов, комплексное механо-сборочное производство, разрабатывает и производит элементы боеприпасов, эксплуатирует взрывоопасные производственные объекты, производит изделия специального назначения, разрабатывает техническую документацию для производства изделий специального назначения, их утилизации на территории двух промышленно-производственных площадках, расположенных в Вахитовском и Приволжском районах города Казани. Ежегодно от 103 источников загрязнения атмосферы (из них 8 неорганизованных) предприятием выбрасываются загрязняющие вещества 39 наименований в количестве 4,213 тонн в год. Указанное оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды, при этом деятельность предприятием осуществляется в отсутствие разработанного, утвержденного и согласованного в уполномоченном органе проекта организации санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологического заключения, что является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Кроме того, заводом допускается неправомерный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального на то разрешения.

Исходя из того, что данными действиями нарушаются интересы государства и права граждан на благоприятную среду обитания, прокурор просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения установить санитарно-защитную зону производственно-промышленных площадок.

В настоящем судебном заседании представитель прокуратуры иск поддержал.

Представитель ответчика иск признал, просил уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию. Последствия признания иска ответной стороне разъяснены и понятны.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) считает иск подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Статьей 8 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологоическом благополучии населения» установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.

Пунктом 1 статьи 34 Закона РФ «Об охране окружающей среды» определено - размещение, эксплуатация, зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Соответствие требованиям санитарных норм и правил при размещении и использования контейнерных площадок и контейнеров для сбора отходов производства потребления на городских территориях установлены также разделом 3 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года №.

Согласно пункта 2.1 5 САНПиН 2.2.1/....1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

На основании статьи 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Судом установлено, что Федеральное казенное предприятие «Казанский завод точного машиностроения», в соответствии с Уставом (л.д.. 31-33) создано в целях обеспечения, разработки и производства боеприпасов, вооружения и военной техники и осуществляет такие виды деятельности, как утилизацию боеприпасов, комплексное механо-сборочное производство, разрабатывает и производит элементы боеприпасов, эксплуатирует взрывоопасные производственные объекты, производит изделия специального назначения, разрабатывает техническую документацию для производства изделий специального назначения, их утилизации. Согласно проектов нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденных для завода начальником ГУ Природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по РТ (л.д.21-29), предприятие располагается на двух производственных площадках, расположенных по адресу <адрес> цех специзделий по <адрес>. От 101 источника загрязнения атмосферы, из которых 8 неорганизованные, выбрасываются загрязняющие вещества 39 наименований в количестве 6,66 тонн в год, в пределах санитарно-защитной зоны находятся Институт экономики управления и права и Казанское высшее мусульманское медресе. Завод относится к предприятиям третьей категории опасности.

31 марта 2009 года в адрес ответчика было вынесено предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д.9), которым установлено, что выбросы загрязняющих веществ в воздух осуществляются предприятием в отсутствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ и разрешения на выброс. Срок действия ранее выданного разрешения истек 31 декабря 2008 года, проект организации санитарно-защитной зоны промышленного предприятия не разработан и в уполномоченный орган для согласования не представлялся.

Таким образом, в ходе разбирательства дела установлено нарушение природоохранного законодательства заводом и необходимость устранения выявленных недостатков.

Представитель ответчика, наделенный соответствующими полномочиями, иск признал, что не противоречит закону, не нарушает права и интересы иных лиц.

Оснований для отказа принять признание иска судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ

Решил:

Иск удовлетворить.

Обязать Федеральное Казенное Предприятие «Казанский завод точного машиностроения» в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения установить санитарно-защитную зону производственно-промышленных площадок расположенных по адресу <адрес> (промплощадка №) и цех специзделий по <адрес> (промплощадка №).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Верховный суд Республики Татарстан через данный суд.

Судья Мусина Л.М.