о признании незаконным отказа в перерасчете пособия по беременности и родам



... Дело № 2-9601/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«09» декабря 2010 года Вахитовский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Бурганова Р.С.,

при секретаре Залялетдиновой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яруллиной ... к Государственному учреждению «Региональное отделение Фонда социального страхования России по Республике Татарстан» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан о признании незаконным отказа в перерасчете пособий и возложении обязанности произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

Яруллина Н.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Региональное отделение Фонда Социального страхования России по Республике Татарстан» (далее по тексту ГУ «РО ФСС РФ по РТ») и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан (далее по тексту МРИ ФНС РФ № 4 по РТ), указав, что она является сотрудником МРИ ФНС РФ № 4 по РТ и находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет. При исчислении истице пособия по беременности и родам ответчиком во включении в размер среднего заработка выплаты материального стимулирования было отказано. На основании изложенного истица просит признать отказ ГУ «РО ФСС РФ по РТ» в перерасчете пособия по беременности и родам с включением в средний заработок сумм материального стимулирования незаконным и обязать МРИ ФНС РФ № 4 по РТ произвести перерасчет выплаченного пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Истица в судебном заседании исковые требования к МРИ ФНС РФ № 4 по РТ поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ «РО ФСС РФ по РТ» исковые требования не признала.

Представители ответчика МРИ ФНС РФ № 4 по РТ против удовлетворения исковых требований истицы возражали.

Выслушав пояснения истицы, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007г. № 375, к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, исходя из которых исчисляется пособие по беременности и рода, относится денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации.

В силу ст.50 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Судом установлено, что в соответствии с трудовым договором от ... № истица была принята на должность государственного налогового инспектора в МРИ ФНС РФ № 4 по РТ (л.д.44-49). Со ... по ... истица находилась в отпуске по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Сумма выплаченного пособия по беременности и родам составила 49889 рублей (л.д.35). При этом из расчета среднего заработка, из которого исчислена оплата пособия, исключены суммы средств материального стимулирования, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 611 от 25.09.2007г. «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

Истица обращалась с заявлениями в адрес ГУ «РО ФСС РФ по РТ» и МРИ ФНС РФ № 14 по РТ, в которых просила произвести перерасчет пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком до полутора лет, поскольку в них не были включены средства материального стимулирования за 2007 и 2008 годы.

ГУ «РО ФСС РФ по РТ» письмом от ... №л отказало истице в перерасчете пособий, поскольку премия, выплаченная сверх установленного фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не предусмотрена системой оплаты труда работников налоговых органов и обоснованно не учитывалась при расчете пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (л.д.8-9).

Суд полагает, что данный отказ ГУ «РО ФСС РФ по РТ» истице в перерасчете пособий обоснован.

С 1 января 2007г. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются в порядке, установленном статьей 14 ФЗ от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007г. № 375.

Согласно п.2 ст.14 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», действующей с 01.01.2010г. в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

До 01.01.2010г. действовала другая редакция п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: «В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".».

Таким образом, для включения той или иной выплаты, в том числе и премий в средний заработок при исчислении пособий до 01.01.2010г. необходимо было единовременное соблюдение двух условий: 1) данная выплата должна быть предусмотрена системой оплаты труда; 2) данная выплата должна учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу. На это указывается в письме Минздравсоцразвития России от 09.09.2008г. № 1924-19 (л.д. 78).

В силу п.1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных органов исполнительной власти» установлено осуществлять с 1 января 2007 г. и в 2008 - 2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. В соответствии с данным Порядком данное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.

Таким образом, следует признать правильными выводы ответчиков об отказе в перерасчете размера пособия по беременности и родам за период с 2007 по 2009 годы с учетом сумм материального стимулирования, поскольку эти выплаты производятся за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда, т.е. суммы материального стимулирования в сам фонд оплаты труда не входят. В данном случае не соблюдается одно из условий включения данных выплат в размер заработной платы при расчете пособия по беременности и родам.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Архангельского областного суда от 27.05.2009г. по делу № 44г-29.

В то же время суммы материального стимулирования учитывались при расчете истице размера пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком за 2010 год, поскольку с 01.01.2010г. законодателем отменено одно из двух вышеназванных условий для включения для включения той или иной выплаты в средний заработок при исчислении пособий. Оставлено лишь условие включения выплат и иных вознаграждений в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

При таких обстоятельствах, суд полагает, что отказ истице в перерасчете выплаченных пособий по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до полутора лет правомерен и соответствует действующему законодательству, оснований для признания его незаконным не имеется. Соответственно, суд не находит подлежащими удовлетворению требования истицы о возложении обязанности на МРИ ФНС РФ № 4 по РТ произвести перерасчет указанных пособий.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Яруллиной ... к Государственному учреждению «Региональное отделение Фонда социального страхования России по Республике Татарстан» и Государственному учреждению «Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Татарстан» о признании незаконным отказа в перерасчете пособий и возложении обязанности произвести перерасчет отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: ... Р.С. Бурганов

...в