восстановление на работе, взыскании компенсации морального вреда, среднего заработка за время вынужденного прогула



Копия. Дело № 2 – 2376 / 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 м а р т а 2011 года Вахитовский районный суд г. Казани

в составе: председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,

с участием помощника прокурора Вахитовского района г. Казани Кафаровой Р.Д.,

при секретаре Губиной Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Сазыкиной Е.П. к государственному учреждению «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, среднего заработка за время вынужденного прогула,

у с т а н о в и л :

Истец Сазыкина Е.П. обратилась в суд с иском к ответчику - государственному учреждению «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, среднего заработка за время вынужденного прогула, указав в обоснование требований, что 26 января 2009 года между ней и ответчиком был заключен трудовой договор № 39, в соответствии с которым истец была принята на работу на должность диспетчера ПЧ-71 ГУ «7 ОФПС по РТ». 1 января 2010 года с истцом был заключен срочный трудовой договор № 93 сроком на один год и один месяц на тех же условиях. Однако трудовой договор № 39 от 26.01.2009 года расторгнут не был. Приказом № 8 от 31 января 2011 года истец была незаконно уволена с работы в соответствии с п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ. При этом дисциплинарных взысканий на истца за неисполнение или ненадлежащее исполнение по её вине возложенных на неё трудовых обязанностей, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил не налагалось. За время службы в МВД и МЧС имеет восемь денежных вознаграждений и одну почетную грамоту от Главы Администрации г. Казани. Истец считает увольнение незаконным, т.к. при увольнении были нарушены требования ст. ст. 59, 72 Трудового кодекса РФ. В связи с чем истец просит суд признать трудовой договор № 93 от 01.01.2010 года заключенным на неопределенный срок, восстановить её на работе в должности диспетчера ПЧ-1, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы на представителя 10000 рублей, средний заработок.

В судебном заседании истец, её представитель – Сазыкин А.В. требования поддержали в полном объёме.

Представитель ответчика – Амурский В.В. (доверенность на л.д. 33) иск не признал.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, считающего иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии п. 2 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В соответствии со ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы; на время выполнения временных (до двух месяцев) работ; для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона); с лицами, направляемыми на работу за границу; для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг; с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы; с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой; для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника; в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях; с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы; с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться: с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек); с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера; с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств; с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; с лицами, обучающимися по очной форме обучения; с лицами, поступающими на работу по совместительству; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Судом установлено, что приказом № 8-к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 31 января 2011 года (копия на л.д. 17) прекращено действие трудового договора от 01.01.2010 года, заключенного с Сазыкиной Е.П. – диспетчером пожарной части № 71 государственного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» в связи с истечением срока трудового договора.

Суд считает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Так, 26 января 2009 года между сторонами был заключен трудовой договор № 39, согласно которому ответчик предоставил истцу работу по должности диспетчера ПЧ-71 ГУ «7 ОФПС» по РТ (копия на л.д. 5-10).

1 января 2010 года между сторонами был заключен уже срочный трудовой договор № 93, согласно которому истцу была предоставлена также должность диспетчера ПЧ-71 ГУ «7 ОФПС» по РТ (копия на л.д. 11-16), срок действия данного договора: один год и один месяц.

Вместе с тем, трудовой договор № 39 от 26.01.2009 года расторгнут не был. Доказательств обратного суду не представлено.

В нарушение требований трудового законодательства между сторонами был заключен срочный трудовой договор № 93.

Статья 59 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно заключение срочного трудового договора.

Ссылка представителя ответчика на то, что истец является пенсионером и поэтому с ней был заключен срочный трудовой договор в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ суд находит несостоятельными, поскольку в данной норме права говорится о пенсионерах по возрасту, поступающих на работу, т.е. о тех, которые впервые или вновь (после увольнения) заключат трудовой договор с данным работодателем.

В связи с этим работодатель не вправе, в том числе и с согласия работника, состоящего с ним в трудовых отношениях и достигшего пенсионного возраста, перезаключить трудовой договор, заключенный с этим работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор.

К числу пенсионеров по возрасту относятся лица, которые достигли пенсионного возраста и которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости.

Поскольку истец не является пенсионером по старости, с ней не был расторгнут договор № 39 от 01.01.2009 года, то нормы заключения срочного трудового договора в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ к истцу применятся не могут.

При таких обстоятельствах, трудовой договор № 93 от 01.01.2010 года между сторонами не является срочным, подлежит признанию заключенным на неопределенный срок. В связи с чем увольнение истца с 31 января 2011 года по пункту 2 статьи 77 ТК РФ незаконно.

Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном ст. 139 ТК РФ.

С ответчика в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула с 31.01.2011 года по 15.03.2011 года в размере 23294 рублей 32 копеек, исходя из следующего расчёта: 44 дня (дни вынужденного прогула) х 529 руб. 42 коп. среднедневная заработная плата ((186778 руб. 10 коп. : 12 – среднемесячная заработная плата, согласно справки по форме 2-НДФЛ, л.д. 25, за 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения) : 29,4).

В соответствии со ст. 394 ТК РФ суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, учитывая при этом объём и характер причиненных работнику нравственных страданий, с учётом разумности и справедливости.

Доказательств оплаты истцом услуг представителя в размере 10000 рублей суду не представлено, в связи с чем данные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ с ответчика в госбюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4898 рублей 83 копеек (898 руб. 83 коп. – по требованиям имущественного характера от суммы 23294 руб. 32 коп.; 4000 рублей – для организаций по требованиям неимущественного характера – компенсация морального вреда).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным увольнение Сазыкиной Е.П. с должности диспетчера пожарной части № 71 государственного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» по пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса РФ в соответствии с приказом № 8-К от 31.01.2011 года.

Восстановить Сазыкину Е.П. в должности диспетчера пожарной части № 71 государственного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» с 31 января 2011 года.

Взыскать с государственного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» в пользу Сазыкиной Е.П. заработную плату за время вынужденного прогула с 31.01.2011 года по 15.03.2011 года в размере 23294 руб. 32 коп., денежную компенсацию морального вреда 3000 рублей, а всего 26294 рубля 32 копейки (двадцать шесть тысяч двести девяносто четыре рубля тридцать две копейки).

Взыскать с государственного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» государственную пошлину в государственный бюджет в размере 4898 рублей 83 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: (Фахрутдинова Р.А.)