по заявлению Сичинавы Л.Р. об оспаривании бездействия органа государственной власти – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан



Дело № 2-2000/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2011 года Вахитовский районный суд г. Казани

в составе председательствующего судьи Шакирьяновой Д.Р.

при секретаре Елисеевой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сичинавы Л.Р. об оспаривании бездействия органа государственной власти – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель Сичинава Л.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. В обоснование требований заявитель указал, что является автовладельцем, ежедневно пользуется автомобилем, передвигаясь на нём по г.Казани, так и в целом по Республике Татарстан. Он указывает, что реальное состояние дорог и тротуаров создаёт опасность автомобилистам и пешеходам. Ссылаясь на официальный интернет-сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, указывает, что одной из функций этого министерства является содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ свои функции не выполняет, бездействует в данной ситуации.

В связи с этим заявитель просит признать бездействием деятельность Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ в сфере содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования.

На судебном заседании заявитель требования поддержал.

Представители заинтересованного лица – Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ на судебном заседании заявленные требования не признали, пояснили, что требования должны быть предъявлены к органам местного самоуправления, так как автомобильные дороги местного значения находятся в ведении органов местного самоуправления.

Заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя необоснованными и подлежащими отклонению исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221 принят Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Данным стандартом установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Заявитель указывает, что, будучи собственником автомобиля, ежедневно пользуется автомобильными дорогами, как в пределах города, так и в Республике Татарстан в целом. При этом указывает, что состояние дорог как местного, регионального, так и федерального значения, не соответствует требованиям вышеуказанного национального стандарта. При этом заявитель поясняет, что дорожные покрытия имеют просадки, выбоины, повреждения, затрудняющие движение транспортных средств. Указанное обстоятельство, считает он, подтверждается представленными в судебном заседании фотографиями участков дорог.

Свои требования заявитель обосновывает нормами ГОСТ Р 50597-93.

Так, п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Согласно п. 3.1.8. вышеуказанного стандарта формирование снежных валов не допускается на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; - на тротуарах.

В силу п.3.1.9 данного ГОСТ в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, приведенные в таблице данного ГОСТ.

Однако нормами данного национального стандарта также предусмотрены допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации, время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, времени обнаружения этих причин, сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик.

При определении предельных значений показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, установлены сроки, виды работ по их устранению, а также ответственные лица (п. 3.1.2. ГОСТ).

Так, распоряжением Министерства транспорта РФ от 16 июня 2003 г. №ОС-548-р было утверждено руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. В соответствии с данным руководством определено, что общеотраслевое, методическое и инженерно-техническое руководство по организации зимнего содержания дорог общего пользования Российской Федерации осуществляет федеральный дорожный орган в лице Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, которая также обеспечивает стратегическое управление федеральной сетью дорог и государственный контроль за их состоянием. Исполнителями работ по зимнему содержанию федеральных дорог общего пользования являются государственные унитарные предприятия или другие подрядные организации, за которыми закрепляются участки (участок) дорог для обслуживания. В составе ГУПов или других подрядных организаций создаются специализированные подразделения, непосредственно обеспечивающие выполнение работ - мастерские участки, дорожно-ремонтные пункты или другие дорожно-эксплуатационные подразделения, за которыми закрепляются для обслуживания участки дорог.

При таких обстоятельствах, заявленные требования к заинтересованному лицу – Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, судом признаются необоснованными.

Кроме того, как пояснили представители заинтересованного лица, изображенные на фотографиях участки различных дорог, относятся как к автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан, автомобильным дорогам общего пользования местного значения – в границах городского округа Казани, так и федерального значения.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 8 ноября 2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

В соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13 мая 2010г. №4742 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Из данного перечня следует, что участки дорог улицы Х. Мавлютова, А. Кутуя, Чехова, Академика Парина города Казани (л.д.4-7) отнесены к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

В соответствии с ч.6 ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении указанных дорог относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Постановлением Кабинета Министра РТ от 31 декабря 2003 г. № 702 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан с учетом приемки ведомственных автомобильных дорог в сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан. В соответствии с данным перечнем, участок дороги М-7 «Волга» - Берновые Ковали – Семиозерка, Казань – Малмыж, отнесены к дорогам общего пользования Республики Татарстан. Осуществление дорожной деятельности в отношении указанных дорог относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом в данном постановлении указано, перечисленные автодороги закрепляются на праве оперативного управления за государственным учреждением «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана» при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

Участок автодороги М-7 Волга «Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань – Уфа» на основании перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010г. №928 отнесен соответственно к указанному виду дорог. При этом в данном постановлении указано, что автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в вышеуказанный перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования, заявленные Сичинавой Л.Р. не могут быть удовлетворены.

При принятии решения суд учитывает также и доводы представителя заинтересованного лица о том, что приобщенные заявителем фотографии не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств по делу. Так, данные фотографии не всегда имеют привязки к местности, не указана дата и время их совершения. Кроме того, заявителем, в нарушение ст. 255 ГПК РФ, не представлены какие-либо доказательства о нарушении его прав и свобод обжалуемыми действиями либо бездействием.

Кроме того, заявитель, как указывалось, настаивая на удовлетворение своих требований, не учитывает предусмотренные национальным стандартом допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, а также особенностей климатических условий и времени года.

С учётом вышеуказанных обстоятельств и, рассмотрев требования в объеме заявленных требований, суд считает, что заявленные требования Сичинавы Л.Р. подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Сичинавы Л.Р. об оспаривании бездействия органа государственной власти – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение десяти дней.

Копия верна. Судья (подпись)

Судья Шакирьянова Д.Р.