Дело № 2-1724/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Казань 25 февраля 2011 г.
Вахитовский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Ковальчука Н.А.,
при секретаре Файзиевой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рахманова Р.И. о признании незаконными действий, бездействий Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Рахманов Р.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий, бездействий Межрайонного отдела судебных приставов г.Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, указав в обоснование требований, что 30.11.2010 заявителем передан на исполнение отдела судебных приставов исполнительный лист. В связи с тем, что в установленном законом порядке заявитель информации о действиях судебных приставов не получил, его представитель 18.01.2011 обратился в отдел судебных приставов в приемные часы с заявлением об ознакомлении с материалами исполнительного производства и снятии с них фотокопий, однако документы ему представлены не были.
На основании изложенного, заявитель просит признать бездействие МРО СП УФССП по РТ, выразившееся в не передаче на исполнение исполнительного листа, не информировании в установленном порядке о ходе исполнительного производства и не предоставлении возможности ознакомления с документами исполнительного производства, незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя – Соколов Е.О. требования уточнил, указав, что просит признать незаконными действия, бездействия Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее по тексту – МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ), а также просил обязать МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ прекратить пересылку исполнительного листа и выдать его заявителю, доводы заявления поддержал.
Представитель МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ заявленным требованиям возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Министерства финансов РТ в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причины не явки не имеется. В судебном заседании 09.02.2011 г. заявленным требованиям возражал на основании положений ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причины не явки не имеется.
Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Судом установлено, что согласно исполнительному листу №, выданному Приволжским районным судом г.Казани по гражданскому делу №2-3935/10 на основании решения суда от 05.10.2010, решено: взыскать с Министрества финансов Республики Татарстан (за счет казны) в пользу Рахманова Р.И. 42414 руб. 26 коп. (л.д.39-40).
30.11.2010 представителем заявителя передан на исполнение в МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ исполнительный лист №, выданный Приволжским районным судом г.Казани по делу №2-3935/10, что подтверждается заявлением от 30.11.2010 и штампом о принятии (л.д.3).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ от 07.12.2010 в возбуждении исполнительного производства по вышеуказанному исполнительному листу по делу №2-3935/10, выданного Приволжским районным судом г.Казани, было отказано по причине того, что данный исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службы судебных приставов (л.д.29).
Представитель заявителя пояснил в судебном заседании, что в установленном законом порядке от судебных приставов-исполнителей сведения и корреспонденцию Рахманов Р.И. по месту проживания: ..., не получал. 18.01.2011 он обратился в отдел судебных приставов с заявлением об ознакомлении с материалами исполнительного производства и снятии с них фотокопий (л.д.4), однако документы ему представлены не были.
Представитель заинтересованного лица МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ пояснила, что по поступившему исполнительному листу в установленный срок было принято постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку исполнительный документ не подлежал исполнению службой судебных приставов на основании ст. 1, п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ч.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ. В связи с тем, что в исполнительном листе судом указаны два адреса взыскателя по месту регистрации и месту проживания, поэтому указанное постановление и исполнительный лист были отправлены Рахманову Р.И. по адресу места жительства. Впоследствии конверт вернулся, и корреспонденция была отправлена взыскателю по месту регистрации. Обращение заявителя об ознакомлении с материалами дела от 18.01.2011 было рассмотрено, 15.02.2011 был подготовлен ответ и направлен заявителю, а также 18.01.2011 представителю заявителя были даны устные разъяснения причины, по которой было принято решение об отказе в возбуждении исполнительного производства и что исполнительный лист направлен адресату.
Указанные доводы представителя МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ судом проверены, подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании.
13.12.2010 за исходящим номером №19944 исполнительный лист был направлен почтой взыскателю Рахманову Р.И. по адресу места жительства: ..., что подтверждается почтовой квитанцией и описью внутренних почтовых отправлений от 13.12.2010 (л.д. 41-44).
Ввиду возврата почтой 10.02.2011 за исходящим номером №19944 исполнительный лист был направлен почтой взыскателю Рахманову Р.И. по адресу регистрации: ..., что подтверждается почтовой квитанцией и описью внутренних почтовых отправлений от 10.02.2011 (л.д. 30, 31-32, 45-46).
Обращение Рахманова Р.И. от 18.01.2011 было рассмотрено, на него дан ответ от 15.02.2011 №2043 (л.д. 47, 48).
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ при разрешении жалобы Рахманова Р.И. соответствуют закону по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Согласно п.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно п.3 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно п.6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций – Приложению к приказу Федеральной службы судебных приставов России от 09.11.2007 № 585 в случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории (по искам к казне РФ, по денежным обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, взысканий денежных средств с бюджетных учреждений), непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю.
Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций – Приложению к приказу Федеральной службы судебных приставов России от 09.11.2007 № 585 исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указного трехмесячного срока.
Как установлено в судебном заседании, судебному приставу-исполнителю исполнительный документ в соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» без нарушения процессуального срока передан в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
Судебным приставом-исполнителем 07.12.2010 вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, то есть без нарушения предусмотренного ч.1 ст.31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срока, поскольку 4, 5 декабря 2010 года являлись нерабочими днями, а потому не включаются в срок рассмотрения исполнительного документа. Решение об отказе в возбуждении исполнительного производства принято законно и обоснованно, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона «Об исполнительном производстве», Приказа Федеральной службы судебных приставов России от 09.11.2007 № 585. При этом представитель истца указал, что исполнительный лист в финансовый орган субъекта Российской Федерации не предъявлялся.
Доводы представителя заявителя о незаконности направления исполнительного листа по адресу: ..., так как данный адрес нигде не указан и не ясно откуда был взят судебным приставом-исполнителем, опровергаются представленной копией исполнительного листа, в котором непосредственно указан данный адрес как место фактического проживания заявителя.
Более того, представитель МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ, указала, что первоначально исполнительный лист был направлен именно по адресу фактического проживания в целях соблюдения интересов взыскателя и скорейшего исполнения решения суда, что соответствует положениям ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Доводы представителя заявителя о незаконности бездействия МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ по не информированию в установленном порядке о ходе исполнительного производства и не предоставлению возможности ознакомления с документами исполнительного производства, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются вышеуказанными материалами дела. Как было указано представителем МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ, исполнительное производство возбуждено не было, при этом представителю заявителя были даны в день обращения разъяснения о принятом решении и основаниях их принятии, копии постановления с приложением всех документов направлены взыскателю до обращения представителя заявителя в отдел судебных приставов. Кроме того, суд учитывает, что представителю взыскателя был дан письменный ответ на заявление от 15.02.2011 в соответствии с ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» N59-ФЗ от 02.05.2006 (л.д. 48).
Требования заявителя о прекращении пересылки исполнительного листа и выдаче его заявителю в МРО СП по особым исполнительным производствам УФССП по РТ не полежат удовлетворению в связи с отправкой документов взыскателю 10.02.2011.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление Рахманова Р.И. о признании незаконными действий, бездействий Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Рахманова Р.И. о признании незаконными действий, бездействий Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Вахитовский районный суд г.Казани в Верховный суд РТ.
Судья Н.А. Ковальчук