о предоставлении жилого помещения



Дело №2-3313/2011г.

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре Е.В.Устиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шепелевой Т.С. к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани. Муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди и понуждении предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Шепелева Т.С. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани ( далее по тексту – ИК МО г.Казани»), Муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани»), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ (далее по тексту – МСА и ЖКХ РТ) о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди и понуждении предоставить жилое помещение. В обоснование иска указано, что истец воспитывалась в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ... и находилась на полном государственном обеспечении с 26.12.2000 года по 31.08.2008 года. Истец обратилась в МУ «Администрации Вахитовского района ИК МО г. Казани» с просьбой о постановке на учет, на что ей в устной форме посоветовали обратиться через несколько лет. 20.01.2011 г. истцом в Исполнительный комитет было подано заявление о предоставлении жилья. На данный момент ответа она не получила. Истец просит признать за ней право на предоставление жилого помещения вне очереди; обязать ИК МО г. Казани предоставить истцу, расположенное в г. Казани РТ жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Истец и ее представитель Родничков М.Д. в судебном заседании иск поддержали.

Представитель ответчика – ИК МО г.Казани, Шагаева Э.И. в судебном заседании иск не признала.

Представитель ответчика - МСА и ЖКХ РТ, Мухамадиева Ф.М. в судебном заседании иск не признала.

Ответчик - МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» в суд своего представителя не направил.

Судом в качестве третьего лица было привлечено Муниципальное учреждение «Управление жилищной политики ИК МО г.Казани» (далее по тексту – МУ «УЖП ИК МО г.Казани»).

Представитель третьего лица – МУ «УЖП ИК МО г.Казани», Шагаева Э.И. в судебном заседании с иском не согласилась.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что истец, 21.12.1990 года рождения воспитывалась в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ... и находилась на полном государственном обеспечении с ... по ....

Мать истца ФИО6 скончалась ... Отец ФИО7 был лишен родительских прав в отношении Шепелевой Т.С. решением Санчуркого районного федерального суда Кировской обл. от 22.05.2006г.

20.01.2011 г. истец обратилась в ИК МО г.Казани с заявлением о предоставлении жилья.

Из пояснений истца следует, что ранее она обращалась в МУ «Администрации Вахитовского района ИК МО г. Казани» с просьбой о постановке на учет, на что ей в устной форме посоветовали обратиться через несколько лет.

Суд считает, что в удовлетворении иска должно быть отказано по следующим основаниям.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, обобщая практику рассмотрения аналогичных споров, в случае принятия субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд при определении надлежащего ответчика должен руководствоваться этими нормативными актами (Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Республики Татарстан, закреплены в статье 8 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63 - ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

В развитие норм указанного закона приняты подзаконные акты, которыми обеспечивается правовой механизм реализации жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется круг ответственных органов исполнительной власти.

Гарантии жилищных прав указанной льготной категории граждан реализуется посредством выдачи им сертификатов, удостоверяющих право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Согласно п.1 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого, утвержденных Постановлением от 16 мая 2008 г. N 326 настоящие Правила устанавливают порядок выдачи и реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения (далее - субсидия).

Правилами выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что принятие решения о предоставлении жилищного сертификата, а также предоставление самого сертификата является обязанностью органов местного самоуправления Республики Татарстан по месту жительства граждан.

Суд считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств, что она обращалась в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и ей было отказано в этом.

Истец не лишена права обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет и просить выдачи ей сертификата, удостоверяющего право на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Руководствуясь ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Шепелевой Т.С. к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди и понуждении предоставить жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова