О признании права на компенсацию



Дело № 2-3371/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 30 июня 2011 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Хусаенова А.Т.,

при секретаре Гатауллиной А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании права на компенсацию,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (НО «ГЖФ при Президенте РТ») в вышеизложенной формулировке. При этом в обоснование иска указали, что ... между потребительским кооперативом «Строим будущее» и его участниками ФИО2 и ФИО5 заключен договор паенакопления . Пунктом 1.1 данного договора определено, что «в целях удовлетворения социально-бытовых потребностей членов Кооператива, Кооператив заключил договор /ф от ... с ГВЖФ при Президенте РТ». В настоящее время ГВЖФ при Президенте РТ переименовано в НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ». Решением Вахитовского районного суда, по аналогичным искам о признании права установлено, что договоры паенакопления, заключаемые между гражданами и ПК «Строим будущее» с целью удовлетворения социально-бытовых потребностей членов кооператива в жилье, заключаемые в соответствии с договором /ф от ... для участия в финансировании строительства объекта под номером стр. г. Наб. Челны РТ следует расценивать как заключаемые в рамках реализации социальной программы обеспечения жильем граждан, нуждающихся в этом. При обращении с данным исковым заявлением истцы полагают, что данное обстоятельство в соответствии со ст. 61 ГПК РФ стороной ответчика оспариванию не подлежит, так как оно установлено вступившими в законную силу судебными постановлениями по ранее рассмотренным делам и обязательны для суда. ... между ФИО5 и ФИО6 заключен брак. ... в семье ФИО5 родилась дочь - ФИО1. Обращения истцов в НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о предоставлении компенсации в случае рождения ребенка оставлены без ответа. В соответствии со ст. 1 Закона РТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в РТ»: «настоящий закон регулирует отношения в области государственной поддержки развития жилищного строительства в РТ, в том числе возникающие в связи с приобретением, строительством или реконструкцией гражданами индивидуального и многоквартирного жилья и объектов инженерной инфраструктуры, посредством реализации различных жилищных программ как за счет государственных, внебюджетных, так и привлеченных средств». Данный закон распространяется на органы местного самоопределения, заключившие договоры органами государственной власти РТ об участии в реализации мер государственной поддержки развития жилищного строительства в РТ. Согласно ст. 3 указанного Закона РТ понятие социальная ипотека трактуется, как «предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства...». Для вступления в члены кооператива и получения права на вселение в указанное жилое помещение нами был предоставлен пакет документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в государственной поддержке в приобретении жилья по социальной ипотеке. На учет истцы были поставлены и в последующем список таковых лиц, нуждающихся в государственной поддержке, был направлен для согласования в ГЖФ при Президенте РТ. В соответствии со ст. 13 указанного Закона РТ в редакции, действовавшей на момент заключения договора паенакопления: «Гражданам в РТ в системе социальной ипотеки предоставляются следующие меры государственной поддержки: 5) при рождении каждого ребенка молодой семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством...». На момент рождения ребенка, то есть на момент возникновения права на получение государственной поддержки направляемой на оплату стоимости жилого помещения согласно Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей для приобретения жилья по социальной ипотеке гражданами размер таковой поддержки был установлен на сумму 200000 рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка. Истцы считают, что после постановки на учет по социальной ипотеке и рождения ребенка возникло право на государственную поддержку в размере 200 000 рублей направляемую на оплату стоимости жилого помещения.

На основании изложенного истцы просят суд признать право семьи на государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) по договору паенакопления ; обязать НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» оплатить 200 000 рублей на расчетный счет Кооператива в порядке, установленном срочным обязательством к договору паенакопления от ...

В суде представитель истцов заявленные требования поддержал по выше изложенным основаниям.

Представитель ответчика НО «ГЖФ при Президенте РТ» иск не признал, указав на отсутствие оснований для его удовлетворения.

Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ иск считает необоснованным и подлежащим отклонению.

Третьи лица Потребительский кооператив «Строим будущее», ИКМО г. Набережные Челны о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились. Имеются основания для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Выслушав явившихся в суд участников процесса, изучив имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФ, 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В соответствии со ст. 1 Закона РТ от 27.12.2004г. № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» настоящий Закон регулирует отношения в области государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе возникающие в связи с приобретением, строительством или реконструкцией гражданами индивидуального и многоквартирного жилья и объектов инженерной инфраструктуры, посредством реализации различных: жилищных программ как за счет государственных, внебюджетных, так и привлеченных средств.

Настоящий Закон распространяется на органы местного самоуправления, заключившие договоры с органами государственной власти Республики Татарстан об участии в реализации мер государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан.

В Законе понятие социальной ипотеки сформулировано как предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.

В силу ст. 13 Закона гражданам в Республике Татарстан в системе социальной ипотеки предоставляются следующие меры государственной поддержки:

5) при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона РТ от 27.12.2004 г. № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» гражданам в Республике Татарстан в системе социальной ипотеки предоставляются меры государственной поддержки, в том числе, при рождении, а также усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в рамках, установленных законодательством.

В силу п. 13 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 г. № 190, право на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, определенную Законом Республики Татарстан «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», возникает с момента принятия семей (заявителей, не состоящих в браке) в реестр специализированной организации (ГЖФ), о чем последний письменно сообщает в органы местного самоуправления и публикует списки в бюллетене.

Согласно п. 7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 г. № 366, если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму 200 тыс. рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Порядок осуществления выплат компенсаций при рождении ребенка регламентируется Правилами осуществления выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке по Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год (далее - Правила), утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.04.2008 г. № 253 (действие документа постановлением КМ РТ от 14.01.2009 г. № 10/1 продлено на 2009 г.).

Согласно Правилам получателями указанной компенсации являются граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 г. № 190 «Об утверждении правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан».

Судом установлено, что ... между потребительским кооперативом «Строим будущее» и истцами ФИО2 и ФИО5 заключен договор паенакопления .

Пунктом 1.1 данного договора определено, что «в целях удовлетворения социально-бытовых потребностей членов Кооператива, Кооператив заключил договор от ... с ГВЖФ при Президенте РТ (в настоящее время НО «ГЖФ при Президенте РТ»).

Как установлено судом, истцами приобретено жилое помещение по выше отмеченному договору паенакопления .

... между ФИО5 и ФИО6 заключен брак, а ... в этой семье родилась дочь - ФИО1. В связи с чем истцы обратились к ответчику о предоставлении компенсаций в случае рождения ребенка в размере стоимости 200 000 рублей, однако данное обращение оставлено без реагирования.

В результате чего истцы предъявили в суд настоящий иск к ответчику о признании права на компенсацию в размере стоимости 200000 рублей неоплаченной части жилого помещения и обязании ответчика ГЖФ при Президенте РТ оплатить 200000 рублей на расчетный счет кооператива.

Между тем выплата компенсации в связи с рождением ребенка для погашения стоимости жилья, приобретенного по договору паенакопления, каким-либо нормативным актом или вышеуказанным договором не предусмотрена.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем в системе социальной ипотеки, в том числе постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 г. № 190 «Об утверждении правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан», были приняты после заключения договора паенакопления. Указанные нормативные правовые акты на правоотношения, возникшие до их принятия, в том числе и по договору паенакопления, не распространяются.

При таких обстоятельствах истцы не подпадают под категорию граждан, на которых распространяется право на получение государственной поддержки в виде оплаты стоимости жилого помещения в размере 200 тыс. руб. в связи с рождением ребенка.

Кроме того, согласно Правилам осуществления выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке по Целевой программе «Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в республике Татарстан на льготных условиях» на 2008 год суммы компенсаций перечисляются Министерством на счет исполнителя программы (ГЖФ). Перечисление суммы компенсации при рождении ребенка потребительскому кооперативу «Строим будущее», как того просят истцы, законодательством не предусмотрено.

Анализ действующего в рассматриваемой сфере законодательства свидетельствует, что мера государственной поддержки, на которую претендуют истцы, предоставляется непосредственно гражданам за счет средств бюджета РТ. Ответчик же, являясь некоммерческой организацией, осуществляет свою деятельность по реализации Закона РТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» на основании учредительных документов, последние не предусматривают осуществление мер государственной поддержки кооперативом. ФИО5 заключали договор не с Фондом (ответчик) на условиях социальной ипотеки, а с жилищным кооперативом «Строим будущее», который действовал от своего имени.

При таких обстоятельствах настоящий иск является необоснованным и подлежит отклонению.

Ссылка представителя истцов на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 г. № 190 «Об утверждении правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан» не состоятельна, поскольку оно обратной силы не имеет и не распространяется на правоотношения, возникшие из договора, заключенного истцами ...

Различные другие доводы представителя истцов при выше указанных обстоятельствах основанием для принятия иного судебного решения по делу не являются, удовлетворения иска повлечь не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО2, ФИО3 к Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании права на компенсацию, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд города Казани в течение десяти дней.

Судья А.Т. Хусаенов

...