Дело № 2-428/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 августа 2011 года Вахитовский районный суд г.Казани в составе: председательствующего судьи Шакирьяновой Д.Р., при секретаре Елисеевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Набережные Челны в интересах ?.?. Головиной к Государственному учреждению Фонда социального страхования РФ, региональное отделение по РТ о возложении обязанности выплатить компенсацию в размере стоимости технического средства реабилитации УСТАНОВИЛ: Прокурор города Набережные Челны обратился в суд с заявлением в интересах ?.?. Головиной к Государственному учреждению Фонда социального страхования РФ, региональное отделение по РТ о возложении обязанности выплатить компенсацию в размере стоимости технического средства реабилитации. В обосновании своих требований указывает, что Л.А. Головина обратилась к прокурору города Набережные Челны с заявлением с просьбой оказать содействие в получении ею технических средств реабилитации, а в связи с невозможностью их получения с просьбой возложить обязанность выплатить ей компенсацию в размере стоимости технического средства реабилитации. Л.А. Головина, в связи с дорожно-транспортным происшествием, является инвалидом второй группы с детства, у нее ампутирована правая рука от плеча, и в силу этого она нуждается в протезировании. Протезирование должно осуществляться, согласно индивидуальной программе реабилитации один раз в два года. Л.А. Головина состоит на учете по месту жительства в филиале №9 Государственного учреждения Фонда социального страхования РФ, региональное отделение по РТ (далее по тексту ГУ РО ФСС по РТ). Перед окончанием установленного срока пользования протезами, которыми она была обеспечена в ... году, Л.А. Головина, начиная с ... года, неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями по вопросу обеспечения ее протезами. Индивидуальной программой реабилитации установлена необходимость в получении Л.А. Головиной протезов правой руки ПР4-34 и ПР4-22. Ответчик лишь в ... года выдал Л.А. Головиной направление на протезирование в ФГУП «Казанское протезно-ортопедическое предприятие», однако к тому времени государственный контракт на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей и сопутствующих изделий к ним для обеспечения в ... году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, заключенный между ответчиком и данным ФГУП был выполнен полностью. В связи с отсутствием бюджетных средств на второе полугодие 2010 года ответчик закупок на изготовление протезно-ортопедических изделий не производило. В настоящее время полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов переданы ответчиком Правительству Республики Татарстан, а именно Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, как уполномоченному органу. В связи с вышеизложенным, прокурор просит признать действия Государственного учреждения Фонда социального страхования РФ, региональное отделение по РТ по не обеспечению ?.?. Головиной техническими средствами реабилитации незаконными, обязать ответчика выплатить Л.А. Головиной компенсацию стоимости технических средств реабилитации – протезов ПР4-34, ПР4-2 в сумме ... рублей. В судебном заседании помощник прокурора Вахитовского района города Казани, действующий по поручению прокурора города Набережные Челны, заявленные требования поддержал, указав на недопущение нарушения прав Л.А. Головиной как социально незащищенной. Л.А. Головина заявленные требования поддержала. Представитель ответчика ГУ РО ФСС по РТ, Борщевская Т.А., с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что со стороны ответчика в отношении Л.А. Головиной были приняты все меры социальной защиты в рамках действующего законодательства. В судебном заседании ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено Федерального государственное унитарное предприятие «Казанское протезно-ортопедическое предприятие» (далее по тексту ФГУП «КПОП») Представитель третьего лица ФГУП «КПОП», Тишерская К.Н., разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, при этом указала, что Л.А. Головина к ним обратилась в ... года, когда контракт был закрыт, ранее в ... году она к ним за изготовлением протезов не обращалась. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу статьи 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от ...) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дано понятие инвалида - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В силу статьи 2 вышеуказанного Федерального закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Согласно статье 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов. Порядок предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту технических средств реабилитации инвалидов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008г.№240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее по тексту – Правила) установлен порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид» (далее - инвалиды), - техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г.№2347-р (далее - технические средства). Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем: а) предоставления соответствующего технического средства (изделия); б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил; г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации. (пункт 3 Правил). В силу пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). При подаче заявления представляется документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана) или лица, представляющего его интересы, программа реабилитации (заключение) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида (ветерана). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил. (пункт 5 Правил). Согласно пункту 6 Правил техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению. Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. (пункт 9 Правил). В соответствии с пунктом 10 Правил замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления: по истечении установленного срока пользования; при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы. В соответствии с пунктом 15.1. Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и(или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и(или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами. Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и(или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и(или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и(или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) и(или) услугой по его ремонту не дает инвалиду (ветерану) права на получение компенсации в размере их стоимости. В силу пункта 16 Правил финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Как установлено статьей 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). Судом установлено, что Л.А. Головина, ... года рождения, является инвалидом с детства, в связи с ампутацией ей правой руки в ... году в результате дорожно-транспортного происшествия. Инвалидность ей установлена бессрочно, без необходимости очередного освидетельствования (л.д.4). Индивидуальной программой реабилитации инвалида установлена необходимость предоставления ей протезно-ортопедической помощи в виде протезирования правого плеча ПР4-34, ПР4-22 один раз в два года (л.д.5-6). Последний раз протезы ей предоставили в ... году, после того, как она обратилась в Набережно-челнинский городской суд с иском о возложении такой обязанности на ответчика. Срок пользования протезами установлен два года. В ... году она обратилась к ответчику заранее, поскольку действующий порядок обеспечения протезами предусматривает определенное количество действий заявительного характера – сбор документов, получение заключений о необходимости протезирования, обращение в подразделения медико-социальной экспертизы. Л.А. Головиной в ... году в получение протезов было отказано, так как не истек срок пользования ранее выданными протезами. Л.А. Головина повторно обратилась к ответчику в ... года, ей было выдано направление на замену кисти в протезе ПР4-34 ? от ..., с которым она обратилась к изготовителю – третьему лицу, и была обеспечена кистью в протезе ... (л.д.32). Стороны в судебном заседании указанное не оспаривали. В материалах дела имеется копия направления ? от ... для изготовления «Протеза плеча пластмассового, шифр изделия ПР4-22 на основании заявления Л.А. Головиной от ... » у третьего лица – ФГУП «КПОП», в данной копии направления имеется указание, что Л.А. Головина отказалась от его получения (л.д.31). Однако в судебном заседании Л.А. Головина указала суду, что данное направление ей не выдавалось в ... года, она от его получения не отказывалась. Тогда в ... года ей было выдано направление лишь на замену кисти в одном из протезов. Допустимых доказательств, в силу требований статьи 60 ГПК, того, что Л.А.Головина отказалась от направления на протезирование в ... года ответчиком суду не представлено. Как пояснила Л.А.Головина, ответчиком было выдано ей два направления, однако существенно позже, в рамках рассмотрения ее иска к ответчику в Набережночелнинском городском суде РТ об обеспечении протезными изделиями. Получив направления, Л.А. Головина обратилась к третьему лицу, просила принять ее на протезирование, сообщить дату и время, поскольку третье лицо не имеет возможности госпитализации инвалидов, а Л.А.Головина проживает в другом городе, ей необходимо место временного проживания в период изготовления и подгонки протезов (л.д.64). Однако, в ответ на ее телеграмму, третье лицо ФГУП «КПОП» указало на невозможность вызова ее на протезирование, поскольку государственные контракты ? от ... и ? от ... выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей и сопутствующих изделий к ним для обеспечения в ... году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, заключенный между ответчиком и данным ФГУП выполнены полностью (л.д.16). Ей предложили дождаться заключения новых контрактов. Набережночелнинским городским судом РТ в удовлетворении иска Л.А. Головиной к ГУ РО ФСС по РТ об обеспечении протезными изделиями было отказано, поскольку Л.А. Головина просила суд возложить обязанность на ответчика обеспечить ее протезами в условиях Федерального государственного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства». Судом была установлена невозможность ее протезирования в условиях данного учреждения, поскольку данное учреждение не участвовало в аукционе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (л.д.104-105). Данное решение вступило в законную силу на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.02.2011 г. (л.д.106-107). При таких данных, учитывая, что в материалах дела имеются заявления Л.А. Головиной об обеспечении ее протезами от ..., ..., однако она до сих пор, в нарушение ее прав и действующего законодательства, не обеспечена техническими средствами реабилитации, несмотря на то, что она является инвалидом и находится в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина, которую она не может преодолеть самостоятельно, суд приходит к выводу о том, что ответчик незаконно не принимает всех необходимых мер к обеспечению ее техническими средствами реабилитации. Провозглашенные Конституцией цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности участвовать в общественно-полезном труде, и если человек в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам, трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Социальное обеспечение является определенной формой жизнеобеспечения граждан в указанных случаях, служит гарантией их социальной защиты и включает в себя комплекс различных мер, принимаемых государством для ее осуществления. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.12.1997 № 20-П отметил, что как таковое оно может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию. Обеспечение, предоставляемое человеку обществом, государством в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена общества. В процессе рассмотрения настоящего дела, принимая во внимание также то обстоятельство, что Соглашением ? от ..., заключенным между Правительством Республики Татарстан и ответчиком, полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеран переданы Правительству Республики Татарстан в лице уполномоченного органа – Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, судом установлена невозможность обеспечения Л.А. Головиной техническими средствами реабилитации в те сроки, которые определены ее индивидуальной программой реабилитации. Протезы, которые были ей предоставлены ... (л.д.47), должны были быть заменены не позднее ... года. В настоящее время она использует протезы уже почти четыре года, тогда как срок их использования не может превышать два года, в связи с чем Л.А. Головина, будучи ограниченной в своих способностях по определению «инвалидности», вынуждена испытывать дополнительные неудобства, физические, нравственные страдания. Как пояснила Л.А. Головина в судебном заседании, она обращалась в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, где ей пояснили, что списки инвалидов, необеспеченных ГУ РО ФСС по РТ в ... году техническими средствами реабилитации, Министерству передали, однако Головиной там нет, поскольку ответчик указал Министерству о выдаче направления Л.А. Головиной на протезирование в ... году. Таким образом, несмотря на не предоставление ответчиком Л.А.Головиной протезов, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан включит Л.А. Головину в списки нуждающихся лишь в ... году. Указанное формальное отношение к правам социально незащищенной категории граждан в Российской Федерации не может считаться допустимым. При таких данных заявленные требования прокурора города Набережные Челны являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пункт 7 Правил, предусматривающий что, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением) утратил силу, в связи с принятием постановление Правительства РФ от 8 апреля 2011г. №264 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с .... Принимая во внимание, что рассматриваемые правоотношения возникли до ... и акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие в силу статьи 4 Гражданского Кодекса РФ и действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, а также и то, что постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2011г. №264 в Правила добавлен пункт 15.1 аналогичный утратившему силу пункту 7, суд соглашается с требованиями прокурора города Набережные Челны и возлагает обязанность на ГУ РО ФСС по РТ по выплате Л.А. Головиной стоимости технических средств реабилитации ПР4-34 и ПР4- 22. При определении размера компенсации, суд исходит из пределов заявленных требований, между тем Л.А. Головина суду пояснила, что за указанную цену в настоящее время приобрести протезы невозможно. В материалах дела имеются плановые калькуляции затрат ФГУП «КПОП» на выпуск протезно-ортопедических изделий, так протез ПР4-22 (протез плеча пластмассовый) стоит 33408 руб. (л.д.7), протез ПР4-34 (протез плеча функционально-косметический) стоит 33348 руб. (л.д.8). На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявленные требования прокурора города Набережные Челны в интересах ?.?. Головиной удовлетворить. Признать действия Государственного учреждения Фонда социального страхования РФ, региональное отделение по РТ по не обеспечению ?.?. Головиной техническими средствами реабилитации незаконными. Обязать Государственное учреждение Фонда социального страхования РФ, региональное отделение по РТ выплатить ?.?. Головиной компенсацию стоимости технических средств реабилитации – протезов ПР4-34, ПР4-2 в сумме ... рублей. Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение десяти дней. Копия верна. Судья (подпись) Судья: Шакирьянова Д.Р.