Дело № 2-7048/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Казань 14 октября 2011 года Вахитовский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Н.А. Ковальчука, при секретаре Л.Р. Файзиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному унитарному предприятию «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ», муниципальному унитарному предприятию «Казгорсвет», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» о компенсации морального вреда, устранении препятствий в реализации права на безопасную окружающую среду, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани), Муниципальному унитарному предприятию «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ» (далее – МУП «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ»), муниципальному унитарному предприятию «Казгорсвет» (далее – МУП «Казгорсвет»), обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» (далее по тексту - ООО «УК ЖКХ Приволжского района», привлечено в качестве соответчика в судебном заседании ...) о компенсации морального вреда, устранении препятствий в реализации права на безопасную окружающую среду. В обоснование требований указано, что истец является собственником .... Во дворе дома установлены опоры уличного освещения, между которыми протянута линия электропередач напряжением до 1000 в., которые обслуживает МУП «Казгорсвет». Деревья, произрастающие у линии ЛЭП, задевают провода линии электропередач, отчего лампа столба освещения самопроизвольно включается и выключается. Данные нарушения причиняют нравственные страдания истцу, так как мешают спокойно спать, а также нарушают права истца на пользование придомовой территорией. Данные деревья образуют опасность для окружающих, так как существует опасность обрыва проводов. На основании изложенного, истец просил установить факт нарушения прав потребителя на безопасное пользование уличным освещением и придомовой территорией; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме ... руб.; обязать ответчиков восстановить охранную зону ЛЭП путем спила четырех яблонь и тополя в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании ... представитель истца требования увеличил, также просив суд определить и установить охранную зону у воздушной ЛЭП до 1000 Вольт во дворе .... В судебном заседании ... представитель истца отказался от иска в части требований определения и установления охранной зоны у воздушной ЛЭП до 1000 Вольт во дворе .... Отказ от иска в части принят судом. Представитель истца ФИО4 в судебном заседании иск поддержал. Представители ответчиков МУП «Горводззеленхоз», МУП «Казгорсвет» иск не признали, считали иск в части спила деревьев подлежащим удовлетворению в отношении ответчика ООО «УК ЖКХ Приволжского района». Представитель ответчика ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» иск не признал, указав, что не оспаривает нахождение деревьев, являющихся предметом спора, на придомовой территории, а также не отрицает обязанность ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» провести спил данных деревьев и обрезку при наличии распоряжения или акта со стороны исполнительного органа ИКМО г. Казани. Представитель ответчика ИКМО г. Казани, представители третьих лиц МУ «Комитет Внешнего благоустройства ИКМО г.Казани», МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются: е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; В соответствии с п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. В соответствии с Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования города Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 8 июня 2006 г. N 2-9 «О благоустройстве и озеленении города»: 2.4. Юридические или физические лица, в пользовании (владении, распоряжении) которых находятся земельные участки с расположенными на них зелеными насаждениями (далее - землепользователи), обязаны содержать и охранять зеленые насаждения за счет собственных средств самостоятельно или путем заключения соответствующих договоров со специализированными организациями. 2.9. К работам по текущему содержанию зеленых насаждений на территории города Казани относятся валка сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней; подсев газонов в отдельных местах и подсадка однолетних и многолетних цветочных растений в цветниках; санитарная обрезка растений, удаление поросли, очистка стволов от дикорастущих лиан, стрижка и кронирование живой изгороди, лечение ран; выкапывание, очистка, сортировка луковиц, клубнелуковиц, корневищ. 2.11. Содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка передвижных малых форм в летнее и зимнее время. Содержание зеленых насаждений включает: - работы по уходу за деревьями и кустарниками - подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов неморозостойких пород, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, вырубка сухих и аварийных деревьев и др.; 14.1. Вырубка деревьев и кустарников производится при наличии распоряжения Исполнительного комитета города Казани. В безотлагательных случаях (аварийные ситуации, создание угрозы здоровью либо имуществу гражданина и т.д.) снос (вырубка) аварийных и (или) сухостойных деревьев в количестве до 50 штук допускается при наличии акта обследования Уполномоченного органа Исполнительного комитета г. Казани. (в ред. решения Казанской городской Думы от 16.07.2010 N 12-52) Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170: 3.8.2. Пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается. 3.8.3. Сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обс 3.9.1. Владельцы озелененных территорий обязаны: во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с существующими требованиями данных правил и технологическим регламентом; Судом установлено, что ФИО2 является собственником квартиры по адресу Казань, Модельная ... ... (л.д. 80). ООО «УК ЖКХ Приволжского района» осуществляет функции управляющей организации жилого ... в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ... (л.д. 64) и на основании заключенных договоров управления многоквартирным домом. В соответствии с постановлением руководителя ИКМО ... от ... № утвержден проект межевания территории данного дома и границ земельного участка (л.д. 93-96). В соответствии с положением о МКУ «Комитет Внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы от ... №: 1.2. Комитет является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет города Казани), обладает статусом юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке. 3.1. Полномочия Комитета как органа Исполнительного комитета города Казани: 3.1.35. ведение реестра зеленых насаждений города; 3.1.36. подготовка проектов правовых актов о сносе зеленых насаждений на территории города; 3.1.37. проведение обследования зеленых насаждений с составлением соответствующего акта; 3.1.38. организация озеленения, охраны зеленых насаждений и водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством; 3.1.39. организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города; Согласно акту комиссионного обследования зеленых насаждений у ... от ... Муниципального учреждения «Комитет Внешнего благоустройства ИКМО г.Казани» на дворовой территории ... под линиями электропередачи произрастают следующие зеленые насаждения: тополь диаметром 84 сантиметра (снос, внутренняя гниль, усыхающий, перестойный, крона дерева в проводах ЛЭП, аварийный), яблоня диаметром 16 сантиметров (гниль, дупло, под ЛЭП, аварийная), яблоня диаметром 24 сантиметра (гниль, под ЛЭП, аварийная), яблоня диаметром 36 сантиметров (внутренняя гниль, трещина в стволе, перестойная, усыхающая, под ЛЭП, аварийная); яблоня диаметром менее 35 сантиметров (необходима обрезка верхней кроны). Согласно заключению комиссионного обследования для безаварийной работы ЛЭП и безопасности жителей ... (дворовая территория) необходимо снести четыре аварийных дерева и произвести квалифицированную обрезку одного дерева (л.д. 97-102). Таким образом, суд считает, что требования об обеспечении сноса и обрезки деревьев, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, подлежат удовлетворению с ООО «УК ЖКХ Приволжского района», как с организации, принявшей на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, так как обязанность по текущему содержанию зеленых насаждений включает в себя в том числе валку сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней, работы по уходу за деревьями. Суд полагает представить разумный срок для проведения указанных мероприятий по спилу и обрезке деревьев в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд учитывает, что представителем ООО «УК ЖКХ Приволжского района» не оспаривался факт нахождения деревьев, являющихся предметом спора, на придомовой территории, а также не отрицалась обязанность ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» провести спил данных деревьев и обрезку при наличии распоряжения или акта со стороны исполнительного органа ИКМО г. Казани. При этом указанный акт, составленный в соответствии с пунктом 14.1 «Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования города Казани», утвержденными решением Казанской городской Думы от 8 июня 2006 г. N 2-9 «О благоустройстве и озеленении города», был представлен уполномоченным органом ИКМО - МКУ «Комитет Внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» по результатам комиссионного обследования. По данным основаниям суд полагает, что требования об обеспечении сноса и обрезки деревьев не подлежат удовлетворению с ИКМО г. Казани, МУП «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ», МУП «Казгорсвет». Кроме того, суд принимает во внимание, что Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 не могут применяться к данным правоотношениям, так как согласно пункту 2 данного постановления не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления. Сторонами не оспаривался факт посадки деревьев до 2009 года. Кроме этого, согласно пояснениям представителя МУП «Казгорсвет» и ответам «РОСТЕХНАДЗОРА» охранная зона вдоль указанных ЛЭП не установлена. Более того, согласно п. 3 Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 г. № 667, не предусмотрено право сетевой организации на вырубку деревьев. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд считает, что требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, так как истцом не представлены доказательства понесенных истцом физических или нравственных страданий. Кроме этого, МУП «Казгорсвет», ответственное за содержание указанной линии электропередач на основании договора хозяйственного ведения № № от ... (л.д. 67-70) не состоит в договорных отношениях с истцом. Согласно материалам дела заявка о неисправности лампы фонаря освещения поступила ... (л.д. 35). Данная неисправность в соответствии с журналом проведения работ устранена ... (л.д. 33-34). Согласно пояснениям представителя истца после устранения неполадки, новых фактов неисправности лампы освещения не имелось. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению. Поскольку по данной категории дел истцы освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ, с ООО «УК ЖКХ Приволжского района» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере ... руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-196, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск ФИО2 удовлетворить частично. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» обеспечить вырубку тополя диаметром 84 сантиметра, трех яблонь диаметром 16, 24 и 36 сантиметров соответственно, а также обеспечить обрезку яблони диаметром менее 35 сантиметров, расположенных у ... (согласно акту комиссионного обследования зеленых насаждений у ... от ... Муниципального учреждения «Комитет Внешнего благоустройства ИКМО г.Казани»), в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» государственную пошлину в государственный бюджет в размере ... рублей. В остальной части исковых требований отказать. Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, Муниципальное унитарное предприятие «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства «ГОРВОДЗЕЛЕНХОЗ», муниципальное унитарное предприятие «Казгорсвет» от гражданско-правовой ответственности освободить. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Н.А. Ковальчук