о приватазации ж/п



Дело №2-8433/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

при секретаре Устиновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гафурова Р.И. к Открытому акционерному обществу «Татстрой» о признании права собственности на жилое помещение путем приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Гафуров Р.И. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Татстрой» (далее по тексту – ОАО «Татстрой») о признании права на приватизацию жилого помещения. В обоснование иска указано, истец зарегистрирован в комнате в жилом доме .... Проживает в указанной квартиру более 6 лет, будучи не связанным трудовыми отношениями с ОАО «Татстрой», которое является собственником дома .... Ответчик является собственником на основании договора мены от 07.09.1991 г. №4, заключенного между Госкомитетом РТ по управлению государственным имуществом и ОАО «Татстрой». Не смотря на длительное постоянное проживание истца по указанному месту жительству договор социального найма с ним не заключен. Истец просит признать недействительным право собственности ОАО «Татстрой» на комнату в доме ... общей площадью 17,6 кв.м. жилой площадью - 11 кв.м. Признать за Гафуровым Р.И. право общей собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., общей площадью 17,6 кв.м. в порядке приватизации.

Истец в судебное заседание не явился. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик – ОАО «Татстрой» в суд своего представителя не направил.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Судом установлено, что истец зарегистрирован по адресу: ... с 20.04.2005 г., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.8).

Собственником ... является ОАО «Татстрой» на основании договора мены от 07.09.1999г. №4 между Государственным комитетом РТ по управлению государственным имуществом и ОАО «Татстрой» и акту приема-передачи имущества от 21.11.2002г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Указу Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением:

жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

Установить, что объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.

Таким образом, в соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ, Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» при приватизации государственных предприятий жилищный фонд предприятия включению в состав приватизируемого имущества не подлежал и оставался в государственной собственности.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в муниципальную собственность города Казани подлежало передаче общежитие, расположенное по адресу: ... (ранее ...), находящееся на балансе ОАО «Татстрой». Однако указанное общежитие в муниципальную собственность передано не было.

На основании изложенного, договор мены от 07.09.1999г., заключенный между Государственным комитетом РТ по управлению государственным имуществом и ОАО «Татстрой», в соответствии со ст.168 ГК РФ, является недействительной, ничтожной сделкой, поскольку противоречит ст.19 Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшей на момент заключения данной сделки.

В соответствии со ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.49 ЖК РФ 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Суд считает, что иск удовлетворению не подлежит, поскольку согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизации подлежат лишь жилые помещения занимаемые гражданами на условиях социального найма, не являясь собственником комнаты ..., ОАО «Татстрой» не мог предоставить истцу спорное жилое помещение по договору социального найма, а, следовательно, суд расценивает проживание истца в комнате ... на условиях договора коммерческого найма.

При таких обстоятельствах, иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Гафурову Р.И. в удовлетворении иска к Открытому акционерному обществу «Татстрой» о признании права собственности на жилое помещение путем приватизации отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: ЗЫБУНОВА Е.В.