Дело № 2-9086/2011 Определение 10 ноября 2011 года Вахитовский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Л.М. Мусиной при секретаре Л.С. Бажановой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Менделеевского района Республики Татарстан действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному коммерческому банку «Инвестторгбанк” открытое акционерное общество «Казанский» о запрете деятельности автомобильной газозаправочной станции Установил: Прокурор Менделеевского района Республики Татарстан действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АКБ «Инвестторгбанк” (оао филиал «Казанский») о запрете деятельности автомобильной газозаправочной станции. В обоснование иска указано, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, законодательства о лицензировании, безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, о промышленной безопасности опасных производственных объектов по факту эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу .... В ходе проведенной проверки были установлены грубые нарушения законодательства, а именно автомобильная газозаправочная станция эксплуатировалась без оформленной в установленном Ростехнадзором порядке лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, без оформления страхования ответственности предприятия за причинение вреда третьим лицам и окружающей природной среде в случае аварии, не произведена перерегистрация опасного производственного объекта новым владельцем, руководители и специалисты АГЗС ЗАО «Инвестторгбанк» не прошли предаттестанционную подготовку и аттестацию по промышленной безопасности, в качестве наполнителей баллонов допущен персонал, не имеющий соответствующего удостоверения и не прошедший проверку знаний безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме требований инструкций, отнесенным к их трудовым обязанностям, не осуществляется техническое обслуживание, ремонт технологического оборудования, газопроводов, средств автоматизации, электрооборудования, на АГЗС заправка автомобилей газом осуществляется без высадки пассажиров, перед наполнением автомобильных баллонов наполнителем не проверяются удостоверение с талоном на право вождения газобаллонного автомобиля, не проверяются сроки периодического освидетельствования установленных на автомобиля баллонах перед заправкой их сжиженным газом. Шаг витка заземляющего провода на резинотканевом рукаве не соответствует установленным требованиям, рукава эксплуатируются без проведения периодического гидравлического испытания на прочность, допускается эксплуатация станции без проведения периодических параметров настройки предохранительных клапанов, периодической метрологической проверки манометров, не разработаны производственные и должностные инструкции персонала, не ведутся журналы в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности, отсутствует видеонаблюдение. Поскольку указанные нарушения эксплуатации автомобильной газозаправочной станции представляют угрозу жизни и здоровью людей, причиняют существенный вред состоянию и качеству окружающей среды, прокурор заявил настоящий иск в вышеизложенной формулировке. Представитель ответчика суду пояснил, что в настоящее время осуществляются мероприятия, направленные на устранение недостатков, эксплуатация станции прекращена. В настоящем судебном заседании Прокуратура Меделеевского района РТ от иска отказалась в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований прокурора, последствия отказа от иска разъяснены и понятны. Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, пришел к следующему. На основании статьи 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со статьей 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. Согласно статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В исполнение требований, установленных в статье 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Статья 1065 ГК определяет, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Как следует из подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Закона о перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов; Пунктом 1 статьи Федерального закона № 116- ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов, к опасным производственным объектами отнесены предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в том числе газы (воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые). Статьей 9 Закона на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, возложены обязанности: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 года N 599 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, которым установлен порядок лицензирования эксплуатации таких объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации Постановлением Госгортехнадзора России 27 мая 2003 года N 40 утверждены Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы. Согласно статье 3 Федерального закона “О пожарной безопасности” № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В судебном заседании установлено, что автомобильная газозаправочная станция, расположенная в Менделеевском районе РТ, ... Б принадлежит на праве собственности АКБ «Инвестиционный торговый банк» (л.д.77). 14 июля 2011 года в адрес Прокурора Республики Татарстан поступило обращение Хасанова Р.Н. о том, что на указанной АГЗС осуществляется деятельность в отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов (л.д.10). В связи с поступившим заявлением Прокуратурой Менделеевского района Республики Татарстан была организована проверка с участием специалиста Челнинского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора в присутствии представителя ответчика. В ходе обследования объекта были установлены грубые нарушения законодательства, а именно автомобильная газозаправочная станция эксплуатировалась без оформленной в установленном Ростехнадзором порядке лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, без оформления страхования ответственности предприятия за причинение вреда третьим лицам и окружающей природной среде в случае аварии, не произведена перерегистрация опасного производственного объекта новым владельцем, руководители и специалисты АГЗС ЗАО «Инвестторгбанк» не прошли предаттестационную подготовку и аттестацию по промышленной безопасности, в качестве наполнителей баллонов допущен персонал, не имеющий соответствующего удостоверения и не прошедший проверку знаний безопасным методам и приемам выполнения работ в объеме требований инструкций, отнесенным к их трудовым обязанностям, не осуществляется техническое обслуживание, ремонт технологического оборудования, газопроводов, средств автоматизации, электрооборудования, на АГЗС заправка автомобилей газом осуществляется без высадки пассажиров, перед наполнением автомобильных баллонов наполнителем не проверяются удостоверение с талоном на право вождения газобаллонного автомобиля, не проверяются сроки периодического освидетельствования установленных на автомобилях баллонах перед заправкой их сжиженным газом. Шаг витка заземляющего провода на резинотканевом рукаве не соответствует установленным требованиям, рукава эксплуатируются без проведения периодического гидравлического испытания на прочность, допускается эксплуатация станции без проведения периодических параметров настройки предохранительных клапанов, периодической метрологической проверки манометров, не разработаны производственные и должностные инструкции персонала, не ведутся журналы в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности, отсутствует видеонаблюдение. Указанное зафиксировано в акте о результатах проверки (л.д.60-62). На основании установленных обстоятельств прокурором возбуждено дело об административном правонарушении (л.д.88-89). Доказательств, опровергающих вышеприведенные, суду не представлено. Иное не установлено. В настоящее время представитель ответчика пояснил, что эксплуатация объекта прекращена, 03 октября 2011 года заключен договор аренды, в соответствии с которым земельный участок под автогазозаправочной станцией, а также сама АГЗС переданы ООО «ТехГазЭнерго», ведется деятельность по устранению выявленных нарушений. Представителем прокуратуры предъявлен акт проверки автогазозаправочной станции и установлено, что деятельность на объекте не осуществляется. Указанное подтверждается объяснениями представителя арендатора. При изложенном, отказ от иска не противоречит закону и не нарушает законные интересы иных лиц, оснований для отказа в его принятии судом не установлено. Руководствуясь статьями 39, 173. 224,225, 220 ГПК РФ, суд Определил: Принять отказ Прокурора Менделеевского района Республики Татарстан действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц от иска к акционерному коммерческому банку «Инвестторгбанк” открытое акционерное общество «Казанский» о запрете деятельности автомобильной газозаправочной станции Производство по данному гражданскому делу № 2-9086/2011 прекратить. Определением может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня вынесения в Верховный суд РТ через данный суд. Судья Л.М. Мусина