по исковому заявлению Р.Ф. Шаймардановой, действующей в своих интересах и в интересах Р.И. Шаймарданова, Р.И. Шаймардановой к МУ `Администрация Советского района` о возложении обязанности



Дело № 2-6495/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2011 года Вахитовский районный суд г. Казани

в составе председательствующего судьи Д.Р. Шакирьяновой

при секретаре С.А. Елисеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Р.Ф. Шаймардановой, действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Р.И. Шаймарданова, Р.И. Шаймардановой к Муниципальному учреждению «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о возложении обязанности включить семью Рамзии Фаритовны Шаймардановой в составе трех человек в списки граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году,

УСТАНОВИЛ:

Р.Ф. Шаймарданова в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка Р.И. Шаймарданова, Р.И. Шаймарданова обратились в суд с иском к Муниципальному учреждению «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани»), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее – Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ) о возложении обязанности включить семью Р.Ф. Шаймардановой в составе трех человек в списки граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году.

В обосновании исковых требований указано, что Р.Ф. Шаймарданова с детьми Р.И. Шаймардановым, Р.И. Шаймардановой с ... являются вынужденным переселенцами. В период с ... г. Р.Ф. Шаймарданова с детьми Р.И. Шаймардановым, Р.И. Шаймардановой проживали в общежитии по адресу: ...

Истцы были включены в списки граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2011 год.

Решением Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан (далее – УФМС по РТ) от ... Р.Ф. Шаймардановой, Р.И. Шаймарданову, Р.И. Шаймардановой в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца отказано.

В связи с этим Р.Ф. Шаймарданова, Р.И. Шаймарданов, Р.И. Шаймарданова были исключены из списка граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2011 год.

Полагая решение об отказе в продлении истцам срока действия статуса вынужденного переселенца неправомерным, Р.Ф. Шаймарданова, действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Р.И. Шаймарданова, Р.И. Шаймарданова первоначально просили признать незаконным решение об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении истцов, обязать УФМС по РТ восстановить их в статусе вынужденных переселенцев, продлить очередную перерегистрацию их в статусе вынужденных переселенцев, обязать МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ восстановить их в списках граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2012 год.

Определением Вахитовского районного суда г. Казани от 08 ноября 2011 г. в связи с утверждением мирового соглашения, заключенного между Р.Ф. Шаймардановой, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Р.И. Шаймарданова, Р.И. Шаймардановой с одной стороны и УФМС по РТ с другой, прекращено производство в части исковых требований Шаймардановых к УФМС по РТ о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении истцов, понуждении УФМС по РТ в восстановлении и продлении их в статусе вынужденных переселенцев.

В судебном заседании Р.Ф. Шаймарданова, действуя также в интересах несовершеннолетнего Р.И. Шаймарданова, Р.И. Шаймарданова исковые требования к МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ поддержали.

Представитель ответчика МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Р.Г. Шарафутдинов исковые требования признал.

Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, А.В. Абрамова, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. В судебном заседании 28 сентября 2011 г. исковые требования не признала.

Представитель ответчика УФМС по РТ удовлетворение исковых требований к МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления жилищной политики исполнительного комитета муниципального образования г. Казани надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы» утверждена прилагаемая федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы; установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

В силу пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 (в ред. от 12 июля 2011 г.) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы» (далее - Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

На основании пункта 24 Правил орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Как установлено пунктом 26 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Пунктом 36 Правил предусмотрено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.

Судом установлено, что Р.Ф. Шаймардановой, ее детям - Р.И. Шаймарданову, Р.И. Шаймардановой с ... присвоен статус вынужденного переселенца. Данный статус продлен до ... (л.д. 15, 8, 11,12).

В период с ... г. Р.Ф. Шаймарданова с детьми Р.И. Шаймардановым, Р.И. Шаймардановой проживали в общежитии по адресу: ...

Решением УФМС по РТ от ... Р.Ф. Шаймардановой, Р.И. Шаймарданову, Р.И. Шаймардановой в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца отказано (л.д. 32). Как следует из уведомления УФМС по РТ, основанием для отказа послужило отсутствие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.

Как указано в пункте 4 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Оценив доказательства имеющиеся в материалах дела в их совокупности, суд полагает, что выводы УФМС по РТ об отсутствии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, не нашли своего подтверждения.

Как указал представитель УФМС по РТ в судебном заседании, об отсутствии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, свидетельствовало предоставление истцам жилого помещения в связи со снятием с жилого дома, жилое помещение в котором занимают истцы, статуса общежития.

В соответствии с постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ... с дома ... снят статус общежития.

Вместе с тем постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани ... жилые помещения в ... признаны непригодными для проживания, указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Суд находит, что указанные обстоятельства препятствуют истцам в обустройстве на данном месте жительства, а потому они не влекут признания истцов утратившими статус вынужденных переселенцев. Иного жилого помещения истцы не имеют.

В соответствии с утвержденным мировым соглашением, УФМС по РТ приняло на себя обязательство по восстановлению и продлению Р.Ф. Шаймардановой, и ее детям - Р.И. Шаймарданову, Р.И. Шаймардановой статуса вынужденного переселенца.

Как указывают истцы, в связи с необходимостью в улучшении жилищных условий они изъявили желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, были включены в соответствующие списки.

В соответствии со списком граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2011 г., утвержденных УФМС по РТ, Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, Р.Ф. Шаймарданова с семьей в данном списке указана под №... (дата постановки на учет ...), после С. ... (дата постановки на учет ...), перед Ш. ... (дата постановки на учет ...) (л.д. 74-76).

В связи с отказом в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Р.Ф. Шаймарданова, Р.И. Шаймарданов, Р.И. Шаймарданова не были включены в списки граждан на 2011 год, сформированных как МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», так и Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.

Поскольку Р.Ф. Шаймарданова, Р.И. Шаймарданов, Р.И. Шаймарданова не утратили статуса вынужденных переселенцев, то они подлежат включению в данные списки, исходя из существовавшей очередности на момент принятия решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.

Согласно списку лиц, признанных вынужденными переселенцами и изъявивших желание для получения сертификата, сформированного МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» на 2012 г., С. указана под № ... (дата постановки на учет ...), Ш. под №... (дата постановки на учет ...) (л.д. 78-88).

Как следует из списка лиц, признанных вынужденными переселенцами и изъявивших желание для получения сертификата, сформированного Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ на 2012 г., С. указана под № ... (дата постановки на учет ...), Ш. под №... (дата постановки на учет ...) (л.д. 91-104).

Таким образом, на основании пунктов 24, 26 Правил, надлежит обязать МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» включить Р.Ф. Шаймарданову, Р.И. Шаймарданова, Р.И. Шаймарданову в список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2012 г., сформированный МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», под номером ... (...); а также обязать Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ включить Р.Ф. Шаймарданову, Р.И. Шаймарданова, Р.И. Шаймарданову в список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на 2012 г., сформированный Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, под номером ... (...).

Доводы Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ о том, что министерство не является надлежащим ответчиком по делу, суд находит необоснованными, поскольку обязанность данного органа исполнительной власти Республики Татарстан по формированию списков предусмотрена Правилами. К тому же формирование соответствующих списков министерством имеет временные ограничения, а потому не принятие судебного решения относительно изменения очередности в формируемом министерством списке не позволит в полной мере восстановить нарушенные права истца.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Шаймардановой Р.Ф., действующей в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Шаймарданова Р.И., Шаймардановой Р.И. удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» включить Шаймарданову Р.Ф., ... года рождения, Шаймарданову Р.И., ... года рождения, Шаймарданова Р.И. ... года рождения в сводный список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году» по Советскому району города Казани Республики Татарстан под номером ... (...).

Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан включить Шаймарданову Р.Ф., ... года рождения, Шаймарданову Р.И., ... года рождения, Шаймарданова Р.И. ... года рождения в списки граждан признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами по Республике Татарстан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году под номером ... (...).

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение десяти дней.

Копия верна. Судья (подпись)

Судья: Д.Р. Шакирьянова