Дело №2-9403/2011г. 01 ноября 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой, при секретаре Е.В.Устиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ново-Савиновского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры города Казани «Национальный культурный центр «Казань», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об обязании привести объект культурного наследия в надлежащее состояние и заключить охранное обязательство, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ново-Савиновского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению культуры города Казани «Национальный культурный центр «Казань» об обязании привести объект культурного наследия в надлежащее состояние. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Ново-Савиновского района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д. 10. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 626 от 10.11.2009 «О включении в государственные охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры республиканского (Республики Татарстан) значения дополнительно выявленных объектов», объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш.Б. Марджани, 1858 года постройки» поставлен на государственную охрану. В ходе проведенной проверки, установлено, что указанный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном, аварийном состоянии: частично утрачена композиция и архитектурное оформление фасадов, отсутствуют оконные заполнения являющиеся предметом охраны. Согласно договору оперативного управления № 1/361 от 26.12.2007г., заключенному между Комитетом земельных отношений ИКМО г.Казани и МУК «НКЦ «Казань» здание, расположенное по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д.10 закреплен на праве оперативного управления за МУК «Национальный культурный центр «Казань». Как показала проверка, в нарушение требования законодательства МУК «Национальный культурный центр «Казань» по настоящее время не оформлено охранное обязательство. Истец просит обязать МУК «Национальный культурный центр «Казань» заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство; до проведения реставрационных работ, провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д. 10, в целях предотвращения полного его разрушения на основании научно- исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны; провести реставрацию на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д. 10, на основании научно - исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны; принять меры по предотвращению доступа в здание посторонних лиц в целях избежания несчастных случаев с гражданами и угрозы разрушения объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г.Казань, ул. К.Насыри, д. 10, до проведения противоаварийных и реставрационных работ. Представитель истца Селиваненко А.А. в судебном заседании иск поддержала. Представитель ответчика Фаттахова И.М. в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала. Судом в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани). Представитель ответчика – ИК МО г.Казани, Володин А.Е. судебном заседании иск не признал. Представитель третьего лица – Муниципального учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани», Володин А.Е. с иском не согласился. Третье лицо - Министерство культуры РТ в судебное заседание своих представителей не направило. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных па выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п. 3 ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурной наследия. Кроме того, пунктом 78 Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. №203, установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. Судом установлено, что согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 626 от 10.11.2009 «О включении в государственные охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры республиканского (Республики Татарстан) значения дополнительно выявленных объектов», объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш.Б. Марджани, 1858 года постройки» поставлен на государственную охрану. В ходе проверки исполнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д. 10, проведенной Прокуратурой Ново-Савиновского района г. Казани, установлено, что указанный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном, аварийном состоянии: частично утрачена композиция и архитектурное оформление фасадов, отсутствуют оконные заполнения являющиеся предметом охраны. Согласно договору оперативного управления № 1/361 от 26.12.2007г., заключенному между Комитетом земельных отношений ИКМО г.Казани и МУК «НКЦ «Казань» здание, расположенное по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д.10 закреплено на праве оперативного управления за МУК «Национальный культурный центр «Казань». Суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению. Требования до проведения реставрационных работ, провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д. 10, в целях предотвращения полного его разрушения на основании научно - исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также принять меры по предотвращению доступа в здание посторонних лиц в целях избежания несчастных случаев с гражданами и угрозы разрушения объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г.Казань, ул. К.Насыри, д. 10, до проведения противоаварийных и реставрационных работ удовлетворению не подлежат, поскольку как видно из фотографии, имеющейся в материалах дела, дом заколочен. Кроме того из представленных документов, а именно договоров охранных услуг от 20.10.2011г., заключенных с физическими лицами следует, что ответчик предпринял меры в целях предотвращения доступа в здание посторонних лиц. Из пояснений представителя истца следует, что как показала проверка, в нарушение требования законодательства МУК «Национальный культурный центр «Казань» по настоящее время не оформлено охранное обязательство. Суд считает необходимым обязать МУК «НКЦ «Казань» заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство, а также провести реставрацию на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д. 10, на основании научно - исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны в срок до 31.12.2013г., поскольку находит исковые требования в этой части основанными на вышеприведенных нормах Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Обязать Муниципальное учреждение культуры города Казани «Национальный культурный центр «Казань» заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство. Обязать Муниципальное учреждение культуры города Казани «Национальный культурный центр «Казань» провести реставрацию на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения «Дом Ш. Б. Марджани, 1858 года постройки», расположенного по адресу: г. Казань, ул. К.Насыри, д. 10, на основании научно - исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, в срок до 31.12.2013г.. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья: Е.В.Зыбунова