Дело № 2-13027/2011 Заочное Решение Именем Российской Федерации 6 декабря 2011 года Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Л.М. Мусиной при секретаре Л.С.Бажановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Авиастроительного района города Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью “Центр коррекции зрения “Невская оптика” о возложении обязанности установить надписи и обозначения, направить в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан сведения необходимые для регистрации в Едином государственном реестре прав ограничения (обременения) права в отношении объекта культурного наследия Установил: Прокурор, выступая в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с данным иском к ООО “Центр коррекции зрения “Невская оптика”. В обоснование иска указано следующее. В рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия была проведена проверка по факту сохранности памятника «Торговые ряды, 1796 г., конец XIX века, архитектор В.И. Кафтырев», расположенного по адресу .... Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 года за № 384 указанный памятник был включен в категорию объектов исторического и культурного наследия местного (муниципального) значения. Согласно свидетельства о государственной регистрации права, строение принадлежит на праве собственности ООО “Центр коррекции зрения “Невская оптика”. В ходе проверки было установлено, что как того требуют действующие нормативные акты, ответчик на здании соответствующие надписи и обозначения не установил, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности запись об ограничении (обремении) права не внесена. На основании изложенного, прокурор просит иск удовлетворить в вышеизложенной формулировке. В судебном заседании представитель прокуратуры иск поддержал. Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель Министерства культуры РТ считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Дело рассмотрено в порядке заочного производства с согласия представителя прокуратуры. Согласно статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Пункт 4 указанного закона устанавливает то, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В абзаце 6 пункта 6 статьи 12 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указано, в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств. На основании статьи 33 Федерального закона и пунктом 1 статьи 14 Закона Республики Татарстан № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством. В силу статьи 27 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Судом установлено следующее. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 года за № 384 здание «Торговые ряды, 1796 г., конец XIX века, архитектор В.И. Кафтырева», расположенное по адресу ... был включен в категорию объектов исторического и культурного наследия местного (муниципального) значения(л.д.17-20). Согласно свидетельства о государственной регистрации права, строение принадлежит на праве собственности ООО “Центр коррекции зрения “Невская оптика” (л.д.34). В марте 2005 года между управлением госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры УАиГ в г. Казани и ООО “Центр коррекции зрения “Невская оптика” был заключен договор (охранное обязательство) на объект по ... (л.д.24,25). Как показала проверка, на здании не размещены информационные надписи и обозначения, не осуществлена государственная регистрация требований к сохранению объекта культурного наследия. Указанное подтверждается объяснением собственника (л.д,11). Кроме этого, как следует из свидетельства о государственной регистрации права в отношении обозначенного объекта недвижимости ограничения (обремения) права не зарегистрированы (л.д.34). Ответчику в соответствии со статьями 147, 150, 153, 154 ГПК РФ направлялись копия искового заявления со всеми прилагающимися документами, и предлагалось предоставить свои возражения и доказательства, подтверждающие их. В установленный судом срок истребуемое не поступало, что суд расценивает как отсутствие возражений по заявленным требованиям. Иное суду не доказано. Таким образом, выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия России, со стороны собственника создает угрозу для его сохранности, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц относительно доступа к культурным ценностям и обеспечения их сохранности, иск обоснован и подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199,233-237 ГПК РФ, суд Решил: Обязать общество с ограниченной ответственностью “Центр коррекции зрения “Невская оптика” установить на здании, расположенном по адресу: ..., Профсоюзная ... надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия местного (муниципального) значения, в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. Обязать общество с ограниченной ответственностью “Центр коррекции зрения “Невская оптика” обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для государственной регистрации ограничения (обременения) прав в отношении объекта культурного наследия «Торговые ряды, 1796 г., конец XIX века, архитектор В.И. Кафтырева», расположенного по адресу .... Ответчик вправе подать в Вахитовский районный суд г. Казани заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения суда. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней после истечения срока на подачу заявления о пересмотре заочного решения суда в Верховный суд РТ через данный суд. Судья Л.М. Мусина