Дело № 2-13143/2011 Решение Именем Российской Федерации 6 декабря 2011 года Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Л.М. Мусиной при секретаре Л.С.Бажановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приволжского района города Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу “Казанское Ашханэ” о возложении обязанности демонтировать рекламную конструкцию, установить надписи и обозначения, представить в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для государственной регистрации требований к сохранению объекта культурного наследия Установил: Прокурор, выступая в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с иском открытому акционерному обществу “Казанское Ашханэ” о возложении обязанности демонтировать рекламную конструкцию, осуществить государственную регистрацию требований к сохранению объекта культурного наследия, установить надписи и обозначения. В обоснование иска указано следующее. В рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия была проведена проверка по факту сохранности памятника «Здание казармы, 18в.-19в.», расположенного по адресу ..., литер Д. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 23 июля 1997 года за № 379 от 17 июля 1998 года указанный памятник был включен в Государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения. Согласно свидетельства о государственной регистрации права, объект культурного наследия регионального (республиканского) значения “Здание казармы, 18в-19в.” принадлежит на праве собственности ОАО “Казанское Ашханэ”. В ходе проверки было установлено, что на указанном объекте размещена двухсторонняя рекламная конструкция (световое толедо), размером 700*2400 мм., с рекламой “Кафе” ОАО “Казанское Ашханэ”, а также металлический козырек над входом в кафе. Данные конструкции вмонтированы в фасад объекта культурного наследия. Как того требуют действующие нормативные акты, ответчик на объекте культурного наследия соответствующие надписи и обозначения не установил. На основании изложенного, Прокурор просит иск удовлетворить в вышеизложенной формулировке. В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования уточнил, просил обязать ОАО “Казанское Ашханэ” обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан для государственной регистрации требований к сохранению объекта культурного наследия. Представитель ОАО “Казанское Ашханэ” пояснил, что у него есть согласование установки наружной информации в городе Казани выданное Исполнительным комитетом Муниципального образования города Казани 30 ноября 2010 года. Почему ему разрешили установку конструкций без согласования с Министерством Культуры РТ, не знает, с соответствующим заявлением в указанный орган обратился. Соответствующие надписи и обозначения на объекте культурного наследия он установит. Просил предоставить время, для исполнения решения суда, поскольку в органах, куда он намерен обращаться для реализации требований закона заявления рассматриваются длительное время. Представитель Министерства культуры РТ в судебное заседание не явился, извещен, причина не явки суду не известна. Согласно статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Пункт 4 указанного закона устанавливает то, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании статьи 33 Федерального закона и пунктом 1 статьи 14 Закона Республики Татарстан № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 59 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 установлено, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Пунктом 3 статьи 63 указанного Закона, определено, впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. В силу статьи 27 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Судом установлено следующее. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 23 июля 1997 года за № 379 от 17 июля 1998 года указанный памятник был включен в Государственный охранный реестр недвижимых памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения. Согласно свидетельства о государственной регистрации права, объект культурного наследия регионального (республиканского) значения “Здание казармы, 18в-19в.” принадлежит на праве собственности ОАО “Казанское Ашханэ” (л.д.25). 23 августа 2010 года между Министерством культуры РТ и ОАО “Казанское Ашханэ” был заключен договор (охранное обязательство) на объект по ..., литер Д (л.д.17-20). Согласно пунктам 2.8, 2.9 вышеуказанного договора, в целях обеспечения сохранности памятника, пользователь обязуется, в том числе, выполнить установку информационной доски в сроки указанные в акте технического состояния, производить установку носителей информации на памятнике, а также решеток, козырьков, ограждений памятника исключительно с разрешения Госоргана. Данные о наличии установленных на здании надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, не представлены, факт отсутствия таковых представитель общества не оспаривал. Как показала проверка, на здании не размещены информационные надписи и обозначения, не осуществлена государственная регистрация требований к сохранению объекта культурного наследия. Указанное подтверждается фотографиями (л.д.13,14,15), объяснениями собственника (л.д,17). Согласно ответа начальника управления сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия документы для согласования установки рекламной конструкции на фасаде объекта культурного наследия “Здание казармы, 18-19вв”, расположенного по адресу ... литер Д, в Министерство культуры РТ не поступало (л.д.11). Таким образом, выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия России, со стороны собственника создает угрозу для его сохранности, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц относительно доступа к культурным ценностям и обеспечения их сохранности, иск обоснован и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд, Решил: Обязать открытое акционерное общество “Казанское Ашханэ” демонтировать рекламную конструкцию (световое толедо), с рекламой “Кафе”, металлический козырек установленных на фасаде объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения “Здание казармы, 18в.-19в.”, расположенного по адресу ... литер Д, в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обязать открытое акционерное общество “Казанское Ашханэ” установить на здании, расположенном по адресу: ... литер Д надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения, в течении 40 дней со дня вступления решения в законную силу. Обязать открытое акционерное общество “Казанское Ашханэ” обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... для государственной регистрации требований к сохранению объекта культурного наследия строения “Здание казармы, 18в.-19в.”, расположенного по адресу ... литер Д. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный суд через данный суд. Судья Л.М. Мусина ... ... Именем Российской Федерации ... ... ... ... ... ... ... ... ...