2-13144/2011



Дело № 2-13144/2011

Заочное

Решение

Именем Российской Федерации

6 декабря 2011 года Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Л.М. Мусиной при секретаре Л.С.Бажановой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вахитовского района города Казани, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью “ИНЭЛК” о возложении обязанности оформить охранный договор, установить надписи и обозначения

Установил:

Прокурор, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью “ИНЭЛК” о возложении обязанности оформить охранный договор, установить надписи и обозначения в отношении памятника.

В обоснование иска указано следующее. В связи с поступившим поручением прокуратуры города Казани была проведена проверка по факту сохранности памятника «Дом Каретникова, первая половина XIX века», расположенного по адресу ....

При этом было установлено, что здание принадлежит ООО “ИНЭЛК”, признано объектом культурного наследия.

Охранное обязательство (договор) с Министерством Культуры РТ, как того требуют действующие нормативные акты, ООО “ИНЭЛК” не оформлен, соответствующие надписи и обозначения не установлены.

На основании изложенного, прокурор просит иск удовлетворить в вышеизложенной формулировке.

В судебном заседании представитель прокуратуры иск поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители Министерства культуры РТ, Управления Росреестра по РТ в судебное заседание не явились, извещены, причина не явки суду не известна.

Дело рассмотрено в порядке заочного производства с согласия представителя прокуратуры.

Согласно статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Пункт 4 указанного закона устанавливает то, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона и пунктом 1 статьи 14 Закона Республики Татарстан № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 59 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 установлено, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

Согласно статье 27 Федерального закона от ... N 73-ФЗ (ред. от ...) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Судом установлено следующее.

Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 года № 384 строение «Дом Каретникова, первая половина XIX века», расположенный по адресу ... было включено в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани РТ (л.д.27-30). Согласно договора купли – продажи ... от ..., ООО ‘ИНЭЛК” приобрело в собственность помещения 1-го этаж №..., 2-го этажа ..., 3-го этажа №..., мансарды ..., тамбура ..., подвала №..., расположенные по адресу ....

Данное также подтверждается свидетельством о регистрации права от 20 ноября 2007 года (л.д.9).

Как установлено проверкой прокуратуры, следует из объяснений представителя собственника (л.д.8,26), Общество охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан не оформило.

Ответчику в соответствии со статьями 147, 150, 153, 154 ГПК РФ направлялись копия искового заявления со всеми прилагающимися документами, и предлагалось предоставить свои возражения и доказательства, подтверждающие их. В установленный судом срок истребуемое не поступало, что суд расценивает как отсутствие возражений по заявленным требованиям. Иное суду не доказано.

Таким образом, отсутствие охранного обязательства, надписей и обозначений в отношении объекта культурного наследия создает угрозу для его сохранности, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц относительно доступа к культурным ценностям и обеспечения их сохранности, иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199,233-237 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать общество с ограниченной ответственностью “ИНЭЛК” оформить договор (охранное обязательство) с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан на объект культурного наследия местного значения, расположенный по адресу: ... «Дом Каретникова, первая половина XIX века», в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Обязать общество с ограниченной ответственностью “ИНЭЛК” установить на объекте культурного наследия местного значения, расположенный по адресу: ... «Дом Каретникова, первая половина XIX века» надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик вправе подать в Вахитовский районный суд г. Казани заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней после истечения срока на подачу заявления о пересмотре заочного решения суда в Верховный суд РТ через данный суд.

Судья Л.М. Мусина

...

...

...

Именем Российской Федерации

...

...

...

...

...

...

...

...

...