О признании нормативных правовых актов незаконными



Дело №2-11124/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.

при секретаре Семеновой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Обуховой К.Н. об оспаривании отдельных положений постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани №2346 от 08.11.2006г.,

УСТАНОВИЛ:

Обухова К.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани №2346 от 08.11.2006г. В обоснование заявления указано, что постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 8 ноября 2006 г. г. № 2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани», в п.2.7 Приложения к постановлению Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 8.11.2006 г. № 2346 «Инструкция о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани» и Приложение № 2 к Инструкции о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани - Перечень документов, необходимых при передаче жилых помещений в собственность граждан (опубликованные в газете «Казанские ведомости» № 272 от 29.11.2006 года) содержат положения не соответствующие Гражданскому Кодексу РФ, Закону РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», Жилищному кодексу РФ, ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Истец просит признать п.2.7 Приложения к постановлению Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 8.11.2006 г. № 2346 «Инструкции о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани» (подписанного руководителем аппарата ИК г. Казани - Д.Г. Калинкиным) несоответствующим ст. 6, ст. 7 и ст. 8 ФЗ от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» и п.3 ст.5, ч.2 ст.8, ч.1 ст. 9, ст. 10 ФЗ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в части положения о том, что специалист МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» регистрирует поступившее заявление в Книге учета входящих документов и выдает заявителю извещение о принятии документов только при наличии документов, указанных в приложении № 2 к Инструкции; признать Приложение № 2 к Инструкции о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории г. Казани - Перечень документов, необходимых при передаче жилых помещений в собственность граждан» несоответствующим ст.2 и ст. 11 Закона РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», п.2 ст. 69 ЖК РФ, ст11 и ст. 12, ст. 196, ст. 199, ст. 200 ГК РФ, ст. 1, п. 5 ст. 4, ст. 5, ст. 68 ФЗ РФ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части необходимости предоставления документа, подтверждающего отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг для оформления заявления на приватизацию жилого помещения; обязать Исполнительный комитет г. Казани внести изменение в указанное постановление в целях приведения его в соответствии с федеральным законодательством.

Заявитель в судебном заседании заявление поддержал.

Представитель ИК МО г.Казани Ляпахин Л.А. в судебном заседании с заявлением не согласился.

Выслушав пояснения заявителя, представителя ИК МО г.Казани, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч.4 ст. 7 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Постановлением Руководителя Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани от 8 ноября 2006 г. N 2346 утверждена Инструкция "О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани" (опубликовано в издании "Казанские ведомости", N 272, 29.11.2006).

Инструкция устанавливает единые правила передачи в собственность (приватизации) граждан занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений и порядок сбора необходимых для этого документов".

В соответствии с п.2.7 ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН (ПРИВАТИЗАЦИИ) НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КАЗАНИ" (далее по тексту – Инструкция) специалист МУП "Дирекция муниципальных жилищных программ" или его отделения проверяет правильность заполнения заявления, сличает данные, указанные в заявлении, с соответствующими данными представленных документов и имеющимися данными и при наличии документов, указанных в приложении N 2, регистрирует поступившее заявление в Книге учета входящих документов (приложение N 3) и выдает заявителю (Агенту) извещение о принятии документов (приложение N 4). Книга учета приема заявлений и выдачи документов должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью МУП "Дирекция муниципальных жилищных программ" или его отделения.

Приложение № 2 к Инструкции содержит положение о необходимости предоставления документа, подтверждающего отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг для оформления заявления на приватизацию жилого помещения.

Правовой акт, обжалуемый заявителем, является правовым актом органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 34), Законом Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ, (ст. 25), Уставом муниципального образования города Казани (ст. 38), Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Данный правовой акт в обжалуемой части (2.7 Инструкции, утвержденной постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 8 ноября 2006 г. N 2346) обладает всеми признаками нормативного правового акта, поскольку им установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Данным правовым актом нормативно установлены единые правила передачи в собственность (приватизации) граждан занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений и порядок сбора необходимых для этого документов.

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Суд считает, что пункт 2.7 Приложения «Инструкция «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «и при наличии документов, указанных в приложении №2» и Приложение №2 к Инструкции «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на момент подачи заявления на приватизацию» противоречат Закону РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», имеющему большую юридическую силу, поскольку Закон РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 не предусматривает наличие задолженности по оплате коммунальных услуг в качестве препятствия для принятия заявления с пакетом и рассмотрения вопроса о приватизации жилого помещения; во-вторых, не содержит положений о запрете приватизации жилых помещений гражданами, имеющими задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах суд признает недействующим с момента вступления решения в законную силу пункт 2.7 Приложения «Инструкция «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «и при наличии документов, указанных в приложении №2», а также Приложение №2 к Инструкции «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на момент подачи заявления на приватизацию».

Требование обязать ИК МО г.Казани внести изменение в оспариваемое постановление в целях его привидения в соответствие с федеральным законодательством удовлетворению не подлежит, поскольку признав оспариваемые положения правового акта недействующими, суд считает права истца восстановленными.

Руководствуясь ст.ст.12,56,198,254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу пункт 2.7 Приложения «Инструкция «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «и при наличии документов, указанных в приложении №2».

Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу Приложение №2 к Инструкции «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 08.11.2006г. №2346 «О порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан (приватизации) на территории города Казани» в части слов «документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на момент подачи заявления на приватизацию».

По вступлении решения суда в законную силу, копию решения направить в газеты «Казанские ведомости» и «Шэхри Казан» для опубликования.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.