Дело №2-8924/2011г. 16 ноября 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой при секретаре Е.В.Устиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г.Казани в интересах Баканова Л.М. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Российской Федерации о замене транспортного средства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г.Казани обратился в суд с иском в интересах Баканова Л.М. к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании г.Казани о замене транспортного средства. В обоснование требований истец указал, что Прокуратурой Советского района г. Казани по заявлению Баканова Л.М. 1925 г.р., участника ВОВ, инвалида 2 группы проведена проверка соблюдения требований законодательства о ветеранах. В ходе проведенной проверки выявлен факт незаконного отказа в бесплатной замене транспортного средства инвалиду 2 группы, участнику ВОВ - Баканову Л.М. допущенного работниками отдела социальной защиты Советского района г. Казани. Так, установлено, что Баканов Л.М., 1925 г.р., состоит на учете в отделе социальной защиты Советского района г. Казани и получает меры социальной поддержки как участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом по общему заболеванию. Из заявления Баканова Л.М. следует, что в 1987 году ему как инвалиду 2 группы, ветерану ВОВ органами социальной защиты Советского района г. Казани был предоставлен автомобиль ... как техническое средство реабилитации. 23.08.2008г. автомобиль был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждается справкой МОГТО и РАС ГИБДД УВД г. Казани. Баканов Л.М. обратился в отдел социальной защиты Советского района г. Казани для замены, однако получил отказ замены автомобиля со ссылкой на то, что положение Закона о бесплатном получении при наличии медицинских показаний в пользование инвалидами войны транспортного средства вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ признано утратившим силу. Данный отказ в судебном порядке им не оспаривался. Отказ отдела Социальной защиты Советского района г. Казани подтверждается также письмом в прокуратуру Советского района г. Казани №2008/01-01 от 31.08.2011 г. Однако при принятии решения об отказе в бесплатной замене транспортного средства являющегося техническим средством реабилитации Баканову Л.М. отделом социальной защиты Советского района г. Казани не принято во внимание, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. N 624-О-П положение пункта 9 статьи 44 настоящего Федерального закона, которым признается утратившим силу подпункт 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться, как исключающее обязанность РФ обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны - при наличии установленных до 1 января 2005 г. соответствующих медицинских показаний - как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 1 января 2005 г. в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы. Истец просит признать отказ отдела социальной защиты Советского района г. Казани, в бесплатной замене Баканову Л.М. транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, являющегося техническим средством реабилитации, незаконным и обязать заменить Баканову Л.М. транспортное средство либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы. В судебное заседание представитель Прокурора Советского района г.Казани не явился. Истец Баканов Л.М. в судебном заседании иск поддержал. Судом в качестве соответчика было привлечены Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерство здравоохранения Российской Федерации, в качестве третьего лица Министерство финансов РФ. Представитель ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Шайхуллин И.Р. в судебном заседании иск не признал. Ответчик – Министерство здравоохранения РФ в суд своего представителя не направило. Представитель третьего лица – Министерства финансов РФ, Новоселова С.Н. в судебном заседании с иском не согласилась. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии с ч.3 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе. В соответствии с п.1 ст. 10. Закона меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Судом установлено, что Прокуратурой Советского района г. Казани по заявлению Баканова Л.М. 1925 г.р., участника ВОВ, инвалида 2 группы проведена проверка соблюдения требований законодательства о ветеранах. Баканов Л.М., 1925 г.р., состоит на учете в отделе социальной защиты Советского района г. Казани и получает меры социальной поддержки как участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом по общему заболеванию. Из заявления Баканова Л.М. следует, что в 1987 году ему как инвалиду 2 группы, ветерану ВОВ органами социальной защиты Советского района г. Казани был предоставлен автомобиль ... как техническое средство реабилитации. 23.08.2008г. автомобиль был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждается справкой МОГТО и РАС ГИБДД УВД г. Казани. Баканов Л.М. обратился в отдел социальной защиты Советского района г. Казани для замены, однако получил отказ замены автомобиля со ссылкой на то, что положение Закона о бесплатном получении при наличии медицинских показаний в пользование инвалидами войны транспортного средства вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ признано утратившим силу. Суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марте 1995 года № 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия" выдаваемые сроком на семь лет. Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-Ф: "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ признан утратившим силу. Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года №685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами". Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 -2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб. Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года. Поскольку Баканов Л.М. не состоял на учете по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 года, право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло. При рассмотрении заявления Баканова Л.М. прокуратурой Советского района г.Казани не было учтено, что реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида, как правообладателя. Кроме того, поскольку на 1 января 2005 года у Баканова Л.М. не истек семилетний срок эксплуатации ранее предоставленного автомобиля, и он не был поставлен на соответствующий учет по обеспечению транспортным средством в органах соцзащиты населения до 1 января 2005 года, право на бесплатное получение транспортного средства или эквивалентной его стоимости денежной компенсации у него не возникло. Ссылку истца на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года №624-0-П нельзя признать правомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года №244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года №15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 685 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства. При таких обстоятельствах, иск удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Прокурору Советского района г.Казани, выступающему в интересах Баканова Л.М., в удовлетворении иска к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Российской Федерации о замене транспортного средства отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья: Е.В.Зыбунова