О признании бездействия незаконным



Дело №2-9490/2011г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре Е.В.Устиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вахитовского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани и Муниципальному казенному учреждению «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об обязании заключить охранное обязательство,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вахитовского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) об обязании заключить охранное обязательство. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Вахитовского района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Жилой дом, 1952 г., архитектор А.И. Валеев», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Дзержинского, д.27. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 626 от 10.11.2002г. «О включении в государственные охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры республиканского (Республики Татарстан) значения дополнительно выявленных объектов», объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Жилой дом, 1952 г., архитектор А.И. Валеев» поставлен на государственную охрану. Как показала проверка, согласно акту приема-передачи зданий (сооружений) по состоянию на 01.07.2006 года жилой дом по ул. Дзержинского д.27 был передан Комитету благоустройства ЖКХ ИК МО г. Казани. В 2011г. вышеуказанный дом включен в программу капитального ремонта с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пост. Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.02.11 №77 "Об утверждении Республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год"). Согласно проекту комплексного капитального ремонта данного дома, системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подвала, крыши, подъездов, фасад, а также фундамент находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. В процессе работ (после вскрытия штукатурного слоя фасада) были выявлены сквозные трещины, которые невозможно было выявить при первоначальном визуальном обследовании, нарушение гидроизоляции фундамента. Как показала проведенная проверка, денежные средства, выделенные на проведение ремонта, в настоящее время полностью израсходованы, однако работы по укреплению фундамента и ремонту фасада до настоящего времени не выполнены. Кроме того, в нарушение ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия в Российской Федерации» указанные работы проводятся без разрешительных документов Министерства культуры РТ. Таким образом, в результате бездействия собственника в лице ИК МО г. Казани допускается разрушение объекта культурного наследия «Жилой дом 18 века», по адресу: г. Казань, ул. Дзержинского, д.27. Также ответчиком не предпринимаются меры по заключению охранного обязательства на вышеуказанный дом в целях его сохранности. Истец просит признать бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в части не принятия мер по сохранению объекта культурного наследия «Жилой дом, 1952 г., арх. Валеев», расположенного по адресу: г. Казань, незаконным; обязать ответчика принять меры по заключению охранного обязательства на объект культурного наследия регионального (республиканского) «Жилой дом, 1952 г., архитектор А.И. Валеев», расположенный по адресу: г. Казань, ул. Дзержинского, д.27, - в целях предотвращения полного его разрушения.

В судебном заседании представитель истца Курмашева С.В. иск уточнила и просила также обязать ответчика зарегист­рировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права в отношении объекта культурного наследия и установить на нем информационную табличку.

Судом в качестве соответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани»).

Представитель ответчика – ИК МО г.Казани, Володин А.Е. в судебном заседании иск не признал.

Представитель ответчика МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани», Шарипова Л.Р. в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица - Министерство культуры РТ, Адгамова Ю.И. в судебном заседании с иском частично согласилась.

Представитель третьего лица - общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Вахитовского района», Хуснутдинова Ю.В. в судебном заседании с иском частично согласилась.

Третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «Горжилремпроект» в судебное заседание своего представителя не направил.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Объекты культурного наследия, согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п.1 ст.45 Закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 59 Положения об охране и использования памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982г. № 865 порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения.

Согласно приказу Министерства культуры РТ от 21 мая 2010 г. N 323 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан" охранное обязательство - это соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии настоящим регламентом.

В силу ст. 27 ФЗ №73-Ф3 от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Судом установлено, что Прокуратурой Вахитовского района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Жилой дом, 1952 г., архитектор А.И. Валеев», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Дзержинского, д.27. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 626 от 10.11.2002г. «О включении в государственные охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры республиканского (Республики Татарстан) значения дополнительно выявленных объектов», объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Жилой дом, 1952 г., архитектор А.И. Валеев» поставлен на государственную охрану. Как показала проверка, согласно акту приема-передачи зданий (сооружений) по состоянию на 01.07.2006 года жилой дом по ул. Дзержинского д.27 был передан Комитету благоустройства ЖКХ ИК МО г. Казани. Дом №27 по ул.Дзержинского г.Казани находится в муниципальной собственности на основании постановления (постановление Руководителя ИК МО г.Казани от 30.05.2011г. «Об утверждении перечня жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Казани». В 2011г. вышеуказанный дом включен в программу капитального ремонта с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пост. Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.02.11 №77 "Об утверждении Республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2011 год"). Согласно проекту комплексного капитального ремонта данного дома, системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подвала, крыши, подъездов, фасад, а также фундамент находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.

Из пояснений представителя истца следует, что как показала проведенная проверка, денежные средства, выделенные на проведение ремонта, в настоящее время полностью израсходованы, однако работы по укреплению фундамента и ремонту фасада до настоящего времени не выполнены. Кроме того, в нарушение ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия в Российской Федерации» указанные работы проводятся без разрешительных документов Министерства культуры РТ. Таким образом, в результате бездействия собственника в лице ИК МО г. Казани допускается разрушение объекта культурного наследия «Жилой дом 18 века», по адресу: г. Казань, ул. Дзержинского, д.27. Ответчиком не предпринимаются меры по заключению охранного обязательства на вышеуказанный дом в целях его сохранности, обременение на объект культурного наследия не зарегистрировано, а также на объекте культурного наследия не установлена информационная надпись

Суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Поскольку МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани» не заключено с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, кроме того ответчиком не зарегистрировано обременение права собственности, а также не установлена информационная надпись, суд считает необходимым обязать МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани» заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году»; в срок до 01.02.2012г. зарегист­рировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права собственности в отношении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году», а также установить информационные надписи и обозначения на указанном объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения.

Руководствуясь ст.ст.196-198, 204,206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» до 01.05.2011г. заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство на квартиры №№27,29,31,34 объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Жилой дом, 1952 г., архитектор А.И. Валеев» расположенного по адресу: г. Казань, ул. Дзержинского, д.27.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в срок до 01.05.2011г. зарегист­рировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права в отношении квартир №№27,29,31,34 объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Жилой дом, 1952 г., архитектор А.И. Валеев» расположенного по адресу: г. Казань, ул. Дзержинского, д.27.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в срок до 01.02.2012г. за счет средств казны муниципального образования город Казань установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200