Об обязании охранного обязательства



Дело №2-9369/2011г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре Е.В.Устиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ново-Савиновского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Комитет жилищно – коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о приведении объекта культурного наследия в надлежащее состояние,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ново-Савиновского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани) о приведении объекта культурного наследия в надлежащее состояние. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Ново-Савиновского района г.Казани проведена проверка исполнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об охране объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ № 626 от 10.11.2002г. гостиница «Грандотель»- дом Свешникова, который был построен в первой половине XIX века, пристрой 1860 года, расположенный по адресу: г.Казань, ул.Кави Наджми, д. 10, включен в перечень памятников истории и культуры республиканского значения. В ходе обследования установлено, что данный объект культурного наследия не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном техническом и эстетическом состоянии: отсутствуют заполнения оконных и дверных проемов, имеется частичное разрушение элементов фасада, трещины наружных стен, деформация кровли, отсутствует табличка и т.д. Кроме того, на указанный объект не оформлено охранное обязательство, а также не осуществлена государственная регистрация требований к сохранению объекта культурного наследия. Данное здание находится в собственности Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Истец просит обязать МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия: гостиница «Грандотель» - Дом Свешникова, расположенный по адресу: г. Казань, ул.Кави Наджми, д. 10 на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны в целях предотвращения его полного разрушения; провести реставрацию указанного объекта культурного наследия на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны; принять меры по предотвращению доступа в здание посторонних лиц в целях предотвращения несчастных случаев с гражданами и угрозы разрушения указанного объекта культурного наследия до проведения противоаварийных, консервационных и реставрационных работ; заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство на вышеуказанный объект культурного наследия; обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ для осуществления государственной регистрации требований к сохранению объекта культурного наследия.

В судебном заседании представитель истца Селиваненко А.А. исковые требования поддержала.

Судом была произведена замена ответчика МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» на казенное учреждение «Комитет жилищно – коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани»), в качестве соответчика был привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани), МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» было привлечено в качестве третьего лица.

Представитель ответчика – МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани», Шарипова Л.Р. в судебном заседании иск не признала.

Представитель ответчика – ИК МО г.Казани, Володин А.Е. в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица – МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани», Володин А.Е. в судебном заседании с иском не согласился.

Представитель третьего лица – Министерства культуры Республики Татарстан, Шарафутдинова Э.Р. в судебном заседании с иском согласилась.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статья 44 Конституции Российской Федерации гарантирует право граждан на доступ к культурным ценностям и предусматривает обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст.6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Пунктом 78 Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

В соответствии с пунктом 3 ст. 63 Закона впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31.12.2010 подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения.

Согласно приказу Министерства культуры РТ от 21 мая 2010 г. N 323 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан" охранное обязательство - это соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии настоящим регламентом.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

Судом установлено, что Прокуратурой Ново-Савиновского района г.Казани проведена проверка исполнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об охране объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ № 626 от 10.11.2002г. гостиница «Грандотель»- дом Свешникова, который был построен в первой половине XIX века, пристрой 1860 года, расположенный по адресу: г.Казань, ул.Кави Наджми, д. 10, включен в перечень памятников истории и культуры республиканского значения. В ходе обследования установлено, что данный объект культурного наследия не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном техническом и эстетическом состоянии: отсутствуют заполнения оконных и дверных проемов, имеется частичное разрушение элементов фасада, трещины наружных стен, деформация кровли, отсутствует табличка и т.д. Кроме того, на указанный объект не оформлено охранное обязательство, а также не осуществлена государственная регистрация требований к сохранению объекта культурного наследия. Данное здание находится на балансе МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани».

Суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Поскольку ответчиками не заключено с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, суд считает необходимым обязать МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани» заключить с Министерством культуры РТ охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия: гостиница «Грандотель» - Дом Свешникова, расположенного по адресу: г. Казань, ул.Кави Наджми, д. 10; в срок до 01.02.2012г. зарегист­рировать в Едином государственном реестре прав ограничения (обременения) права оперативного управления в отношении объекта культурного наследия «Дом Шарова, 1836 г., архитектор Ф.И. Петонди», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 42/9.

Из пояснений представителя Минкультуры РТ следует, что объем противоаварийных, консервационных и реставрационных работ определяется Министерством культуры РТ при заключении охранного обязательства, акт осмотра с перечнем необходимых мероприятий по сохранению памятника прилагается к охранному обязательству.

Требования провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия: гостиница «Грандотель» - Дом Свешникова, расположенный по адресу: г. Казань, ул.Кави Наджми, д. 10 на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны в целях предотвращения его полного разрушения; провести реставрацию указанного объекта культурного наследия на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, удовлетворению не подлежат, поскольку объем противоаварийных, консервационных и реставрационных работ будет определяться Министерством культуры РТ при заключении охранного обязательства.

Требование принять меры по предотвращению доступа в здание посторонних лиц в целях предотвращения несчастных случаев с гражданами и угрозы разрушения указанного объекта культурного наследия до проведения противоаварийных, консервационных и реставрационных работ удовлетворению не подлежит, поскольку из представленных фотографий видно, что окна на объекте заколочены, и доступ в него отсутствует.

Руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия: гостиница «Грандотель» - Дом Свешникова, расположенного по адресу: г. Казань, ул.Кави Наджми, д. 10.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в срок до 01.02.2012г. зарегист­рировать в Едином государственном реестре прав ограничения (обременение) права оперативного управления в отношении объекта культурного наследия: гостиница «Грандотель» - Дом Свешникова, расположенного по адресу: г. Казань, ул.Кави Наджми, д. 10.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова