Дело №2-9299/2011г. 23 ноября 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой, при секретаре Е.В.Устиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ввхитовского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аптечный двор» об обязании заключить охранное обязательство, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вахитовского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Аптечный двор» (далее по тексту – ООО«Аптечный двор» об обязании заключить охранное обязательство. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Вахитовского района г.Казани проведена проверка по факту сохранности памятника «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году» по адресу: г.Казань, ул.Ульянова- Ленина, д.24, принадлежащего ООО «Аптечный двор». В ходе проверки установлено, что здание по адресу: г.Казань, ул.Ульянова-Ленина, д.24 является памятником архитектуры, объектом культурного наследия республиканского значения. Поставлен на охрану Постановлением Кабинета Министров РТ №599 от 23.07.1997г. ООО «Аптечный двор» является собственником указанного здания на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АЕ №083671 от 28 апреля 2010г. Ответчик до настоящего времени не принял меры по заключению договора охранного обязательства с Министерством культуры РТ. Истец просит обязать ответчика оформить договор (охранное обязательство) с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенный по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании представитель истца Кафарова Р.Д. исковые требования уточнила и просила также обязать ответчика зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права собственности в отношении объекта культурного наследия и установить на нем информационную табличку. Представитель ответчика Масленцева О.Н. в судебном заседании иск не признала. Представитель третьего лица – Министерства культуры Республики Татарстан, Шарафутдинова Э.Р. в судебном заседании с иском согласилась. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия, согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ. Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения. В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения. Согласно приказу Министерства культуры РТ от 21 мая 2010 г. N 323 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан" охранное обязательство - это соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии настоящим регламентом. Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств. Согласно ст. 14 того же закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. В силу ст. 27 ФЗ №73-Ф3 от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Судом установлено, что Прокуратурой Вахитовского района г.Казани проведена проверка по факту сохранности памятника «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году» по адресу: г.Казань, ул.Ульянова- Ленина, д.24, что здание по адресу: г.Казань, ул.Ульянова-Ленина, д.24 является памятником архитектуры, объектом культурного наследия республиканского значения. Поставлен на охрану Постановлением Кабинета Министров РТ №599 от 23.07.1997г. ООО «Аптечный двор» является собственником указанного здания на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 16-АЕ №083671 от 28 апреля 2010г. Из пояснений представителя истца следует, что ответчик до настоящего времени не принял меры по заключению договора охранного обязательства с Министерством культуры РТ, не зарегистрировал обременение права собственности, а также не установил информационную надпись на объекте культурного наследия. Суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Поскольку ответчиком не заключено с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, кроме того ответчиком не зарегистрировано обременение права собственности, а также не установлена информационная надпись, суд считает необходимым обязать ответчика заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году»; в срок до 01.02.2012г. зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права собственности в отношении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году», а также установить информационные надписи и обозначения на указанном объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения. Руководствуясь ст.ст.196-198, 204,206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аптечный двор» заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году». Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аптечный двор» в срок до 01.02.2012г. зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права собственности в отношении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году». Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аптечный двор» в срок до 01.02.2012г. установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия регионального (республиканского) значения, расположенного по адресу: г.Казань, ул. Ульянова – Ленина, д.24 «Дом в котором жил В.И. Ульянов в 1887 году». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья: Е.В.Зыбунова