о совершении юридических действий



Дело №2-105415/2011г.

РЕШЕНИЕ (заочное) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре Е.В.Устиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Авиастроительного района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Гайнатуллиной А.И. о совершении юридических действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Авиастроительного района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Файзуллиной И.А. о совершении юридических действий. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Авиастроительного района г.Казани проведена проверка ис­полнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Питейный дом, XVIII век», расположенного по адресу: г.Казань, Профсоюз­ная/К.Наджми, д. 20/14. Решение о принятии данного объекта культурного наследия на государствен­ную охрану памятников истории и культуры принято постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 г. N 384 "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани Республики Татарстан". В соот­ветствии с данным постановлением «Питейный дом, XVIII век» включен в катего­рию объектов исторического и культурного наследия местного (муниципального) значения. В ходе проверки установлено, что вышеуказанное здание, а именно 1 -этажное с подвалом, общей площадью 294 кв.м., в соответствии со свидетельством о регист­рации права от 27.07.2010 серии 16-АЕ номер 708412, находится в собственности у Гайнатуллиной А.И. Гайнатуллиной А.И. не получено охранное обязательство на данный объект культурного наследия, в результате чего не зарегистрировано обременение права собственности в отношении объекта культурного наследия «Питейный дом, XVIII век». Также при входе в здание не установлены информационные надписи и обозна­чения об объекте культурного наследия регионального значения. Истец просит обязать Гайнатуллину А.И. заключить с Исполнительным комитетом му­ниципального образования г.Казани охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по адресу: г.Казань, ул. Проф­союзная/К.Наджми, д. 20/14; зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничения (обременения) права собственности в отношении объекта культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по адресу: г.Казань, ул. Проф­союзная/К.Наджми, д. 20/14; установить информационные надписи и обо­значения на объекте культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по адресу: г.Казань, ул. Проф­союзная/К.Наджми, д. 20/14.

В судебном заседании представитель истца Мирзанурова А.Д. в судебном заседании иск поддержала.

Ответчик в суд не явился. С согласия представителя истца дело было рассмотрено в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица – Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, Володин А.Е. в судебном заседании с иском не согласился.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Объекты культурного наследия, согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального обравзования.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

Постановление Исполнительного комитета муниципального образования го­рода Казани от 10 сентября 2010 г. N8130 "Об утверждении Административного регламента предоставления Муниципальным учреждением "Управление архитекту­ры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" муниципальной услуги по заключению охранного договора (обязательства) на объект культурного наследия местного (муниципального) значения» устанавливает стандарт и порядок предоставления Муниципальным учреждением «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" муниципальной услуги по заключению охранного договора (обязательства) на объект культурного наследия местного (муниципального) значения. Согласно п.2.3, 2.4 данного постановления для заключения обязательства получатель муниципальной услуги (граждане и юридические лица, являющиеся собственниками (пользователями) объекта культурного наследия местного (муниципального) значения) подает в Управление заявление о подготовке охранного обязательства по установленной форме, к указанному заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на объект культурного наследия.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

Согласно ст. 14 того же закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В силу ст. 27 ФЗ №73-Ф3 от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 14.06.2007 №234 «Об утверждении Порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения в РТ» и постановлением Руководителя ИК МО г.Казани от 03.09.2008 №5089 «Об утверждении порядка установки информационных надписей на объектах культурного наследия на территории г.Казани» информационные надписи на объектах культурного наследия изготавливаются и устанавливаются собственником (пользователем) объекта культурного наследия. Информационные надписи и обозначения устанавливаются по инициативе собственника объекта культурного значения по согласованию с Министерством культуры РТ.

Судом установлено, что Прокуратурой Авиастроительного района г.Казани проведена проверка ис­полнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Питейный дом, XVIII век», расположенного по адресу: г.Казань, Профсоюз­ная/К.Наджми, д. 20/14. Решение о принятии данного объекта культурного наследия на государствен­ную охрану памятников истории и культуры принято постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2009 г. N 384 "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани Республики Татарстан". В соот­ветствии с данным постановлением «Питейный дом, XVIII век» включен в катего­рию объектов исторического и культурного наследия местного (муниципального) значения. В ходе проверки установлено, что вышеуказанное здание, а именно 1 -этажное с подвалом, общей площадью 294 кв.м., в соответствии со свидетельством о регист­рации права от 27.07.2010 серии 16-АЕ номер 708412, находится в собственности у Гайнатуллиной А.И.

Суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Из пояснений представителя истца следует, как показала проверка, Гайнатуллиной А.И. не получено охранное обязательство на данный объект культурного наследия, в результате чего не зарегистрировано обременение права собственности в отношении объекта культурного наследия «Питейный дом, XVIII век». Также при входе в здание не установлены информационные надписи и обозна­чения об объекте культурного наследия регионального значения.

Поскольку ответчиком не получено охранное обязательство на объект культурного наследия, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, суд считает необходимым обязать Гайнатуллину А.И. заключить с Исполнительным комитетом му­ниципального образования г.Казани охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по ул. Профсоюзная/К.Наджми, д. 20/14 г.Казани; зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничения (обременения) права собственности в отношении объекта культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по ул. Профсоюзная/К.Наджми, д. 20/14 г.Казани; установить информационные надписи и обо­значения на объекте культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по адресу: г.Казань, ул. Проф­союзная/К.Наджми, д. 20/14.

Руководствуясь ст.ст.196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Гайнатуллину А.И. заключить с Исполнительным комитетом му­ниципального образования г.Казани охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по адресу: г.Казань, ул. Проф­союзная/К.Наджми, д. 20/14.

Обязать Гайнатуллину А.И. зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничения (обременения) права собственности в отношении объекта культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по адресу: г.Казань, ул. Проф­союзная/К.Наджми, д. 20/14.

Обязать Гайнатуллину А.И. установить информационные надписи и обо­значения на объекте культурного наследия «Питейный дом, XVIII век» по адресу: г.Казань, ул. Проф­союзная/К.Наджми, д. 20/14.

Ответчик вправе подать в Вахитовский районный суд г.Казани заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Е.В.Зыбунова