по иску Ульяновского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Река-Море» Холдинг» о понуждении к подъему затонувшего судна



Дело № 2–10029/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2011 г. Вахитовский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Д.Р. Шакирьяновой

при секретаре С.А. Елисеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Река-Море» Холдинг» о понуждении к подъему затонувшего судна,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Река-Море» Холдинг» (далее – ООО «Река-Море» Холдинг») о понуждении к подъему затонувшего судна. В обоснование указано, что в акватории реки Волги (в пункте отстоя и ремонта открытого акционерного общества «Криушинский судостроительный-судоремонтный завод») выявлен затонувший теплоход «...», проекта №..., принадлежащий и находившийся в пользовании ООО «Река-Море»Холдинг». Теплоход в пункт отстоя и ремонта принят не был.

По требованию Ульновского транспортного прокурора ООО «Река-Море-Холдинг» обязанность по подъему затонувшего теплохода не исполнила.

Согласно справке Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее – Управление Росприроднадзора по Ульяновской области), составленной на основании акта проверки от 14 сентября 2011 г., теплоход «...» в затонувшем состоянии создает непосредственную угрозу безопасности судоходства в пределах полосы движения судового хода, значительно препятствует осуществлению деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей работам открытого акционерного общества «Криушинский судостроительный-судоремонтный завод».

Также нахождение затонувшего теплохода в акватории р. Волга ведет к загрязнению водного объекта рыбохозяйственного значения, используемого для питьевого и хозяйственного – бытового водоснабжения, и создает реальную угрозу причинения ущерба водному объекту, как компоненту окружающей среды.

В связи с этим, Ульяновский транспортный прокурор просит обязать ООО «Река-Море» Холдинг» произвести подъем затонувшего теплохода «...», проекта ..., находящегося в пункте отстоя и ремонта открытого акционерного общества «Криушинский судостроительный-судоремонтный завод» акватории реки Волга, по адресу: ...

В судебном заседании представитель Ульяновской транспортной прокуратуры В.А. Андреянов исковые требования поддержал.

Представитель ООО «Река-Море» Холдинг» надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил. С учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства.

Представители третьих лиц Волжского Управления государственного и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управления Росприроднадзора по Ульяновской области надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 45 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), правила, установленные настоящей главой, применяются к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних водных путей.

К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.

Согласно статье 47 КВВТ РФ, в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам, собственник затонувшего имущества обязан по требованию бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.

В случае, если собственник затонувшего имущества известен, бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте уведомляет его о своем решении.

В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что в акватории реки Волги (в пункте отстоя и ремонта открытого акционерного общества «Криушинский судостроительный-судоремонтный завод») выявлен затонувший теплоход «...», проекта ..., принадлежащий и находившийся в пользовании ООО «Река-Море»Холдинг» (л.д. 6).

Теплоход в пункт отстой и ремонта принят не был, документов на отстой судна не имеется (л.д. 7).

10 февраля 2011 г. Ульяновским транспортным прокурором вынесено представление, которым ООО «Река-Море» Холдинг» было предписано осуществить подъем судна (л.д. 8).

Как указывается в письме ООО «Река-Море» Холдинг» от 16 марта 2010 г., затонувшее судно предполагается поднять тогда, когда уровень воды будет достаточен для осуществления данных работ (л.д. 9).

Однако по настоящее время ООО «Река-Море» Холдинг» обязанность по подъему затонувшего теплохода не выполнена, теплоход находится в затонувшем состоянии в акватории реки Волги.

Согласно справке Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, составленной на основании акта проверки от 14 сентября 2011 г., теплоход «...» в затонувшем состоянии создает непосредственную угрозу безопасности судоходства в пределах полосы движения судового хода, значительно препятствует осуществлению деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей работам открытого акционерного общества «Криушинский судостроительный-судоремонтный завод» (л.д. 10).

В соответствии с отзывом Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области нахождение затонувшего теплохода в акватории р. Волга ведет к загрязнению водного объекта рыбохозяйственного значения, используемого для питьевого и хозяйственного – бытового водоснабжения, и создает реальную угрозу причинения ущерба водному объекту, как компоненту окружающей среды (л.д. 17-18).

Доказательств обратного суду в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не представлено.

Таким образом, на основании статей 47 КВВТ РФ, 210 ГК РФ надлежит обязать ООО «Река-Море» Холдинг» произвести подъем затонувшего теплохода «...», проекта ..., находящегося в пункте отстоя и ремонта открытого акционерного общества «Криушинский судостроительный-судоремонтный завод» акватории реки Волга, по адресу: ....

Также на основании статьи 103 ГПК РФ с ООО «Река-Море» Холдинг», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, следует взыскать в федеральный бюджет государственную пошлину, от уплаты которой был освобожден истец, в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования Ульяновского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Река – Море» Холдинг» поднять со дна реки Волга теплоход «...», находящийся в пункте отстоя и ремонта открытого акционерного общества «Криушинский судостроительно-судоремонтный завод», по адресу ....

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Река – Море» Холдинг» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Копия верна. Судья (подпись)

Судья Д.Р. Шакирьянова