Дело №2-9522/2011г. 07 декабря 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой, при секретаре Е.В.Устиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Авиастроительного района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Парижский Дом «Д"эЛь» и Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об обязании совершить юридические действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор Авиастроительного района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Парижский Дом ««Д"эЛь» (далее по тексту – ООО «Парижский Дом «Д"эЛь») об обязании совершить юридические действия. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Авиастроительного района г. Казани проведена проверка исполнения требований Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7. В соответствии с перечнем жилых помещений (домов), являющихся объектами культурного наследия, с указанием объектов, не подлежащих приватизации утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 сентября 1994 г. № 454 «Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации жилых помещений (домов), жилых помещений в домах, являющихся объектами культурного наследия, и Перечня жилых домов (помещений), являющихся объектами культурного наследия», «Дом Доходный» включен в категорию объектов исторического и культурного наследия республиканского значения. В ходе проверки установлено, что вышеуказанное здание, а именно нежилые помещения, общей площадью 783,7 кв.м., номера на поэтажном плане подвала №№ 1-3, 7-30, 32-35, 37, 39-42, 45, 46, 48, 49, этаж 1 №№ 13 - 16, 16 «а», 17, 17 «а», 17 «б», 17 «в», 17 «г», 17 «д», 17 «е», 19 в соответствии со свидетельством о регистрации права от 27.11.2008 серии 16-АА номер 501987, находится в собственности ООО «Парижский Дом «Д"эЛь». Собственником «Дома Доходный», ООО «Парижский Дом «Д"эЛь», не заключено с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты. Истец просит обязать ООО «Парижский Дом «Д"эЛь» заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Дом Доходный» по ул.Баумана, д. 52/7 г.Казани; зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничения (обременения) права собственности в отношении объекта культурного наследия «Дом Доходный» по ул. Баумана, д. 52/7 г. Казани; установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия «Дом Доходный» по ул. Баумана, д. 52/7, г. Казани. Представитель истца Мирзанурова Н.А. в судебном заседании иск поддержала. Судом в качестве соответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани»). Представитель ответчика - ООО «Парижский Дом «Д"эЛь», Ганеева Н.М. в судебном заседании иск не признала. Представитель ответчика – МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани», Володин А.Е. в судебном заседании иск не признал. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия, согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ. Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения. Пунктом 78 Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использований и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г.№ 203 установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения. Согласно приказу Министерства культуры РТ от 21 мая 2010 г. N 323 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан" охранное обязательство - это соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии настоящим регламентом. Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В соответствии с пунктом 3 ст. 63 Закона впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31.12.2010 подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств. Согласно ст. 14 того же закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. В силу ст. 27 ФЗ №73-Ф3 от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. В соответствии с постановлением КМ РТ от 14.06.2007 №234 «Об утверждении Порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения в РТ» и постановлением Руководителя ИК МО г.Казани от 03.09.2008 №5089 «Об утверждении порядка установки информационных надписей на объектах культурного наследия на территории г.Казани» информационные надписи на объектах культурного наследия изготавливаются и устанавливаются собственником (пользователем) объекта культурного наследия. Информационные надписи и обозначения устанавливаются по инициативе собственника объекта культурного значения по согласованию с Министерством культуры РТ. Судом установлено, что Прокуратурой Авиастроительного района г. Казани проведена проверка исполнения требований Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7. В соответствии с перечнем жилых помещений (домов), являющихся объектами культурного наследия, с указанием объектов, не подлежащих приватизации утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 сентября 1994 г. № 454 «Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации жилых помещений (домов), жилых помещений в домах, являющихся объектами культурного наследия, и Перечня жилых домов (помещений), являющихся объектами культурного наследия», «Дом Доходный» включен в категорию объектов исторического и культурного наследия республиканского значения. В ходе проверки установлено, что вышеуказанное здание, а именно нежилые помещения, общей площадью 783,7 кв.м., номера на поэтажном плане подвала №№ 1-3, 7-30, 32-35, 37, 39-42, 45, 46, 48, 49, этаж 1 №№ 13 - 16, 16 «а», 17, 17 «а», 17 «б», 17 «в», 17 «г», 17 «д», 17 «е», 19 в соответствии со свидетельством о регистрации права от 27.11.2008 серии 16-АА номер 501987, находится в собственности ООО «Парижский Дом «Д"эЛь». Остальная часть здания находится в пользовании МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани». Суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Из пояснений представителя истца следует, что собственником «Дома Доходный», ООО «Парижский Дом «Д"эЛь», не заключено с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, кроме того в свидетельстве о государственной регистрации права не зарегистрированы существующие ограничения (обременения) права на данное здание и не указано, что оно относится к объекту культурного наследия. Также при входе в здание не установлены информационные надписи и обозначения об объекте культурного наследия регионального значения. Из пояснений представителя ООО «Парижский Дом «Д"эЛь» следует, что ими в Минкультуры РТ было подано заявление об оформлении охранного обязательства, однако до настоящего времени охранное обязательство не заключено. Поскольку ответчиками не заключено с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, суд считает необходимым обязать ООО «Парижский Дом «Д"эЛь» и МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» в срок до 01.02.2012г. заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7; в срок до 01.04.2012г. зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничение (обременение) права в отношении объекта культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7; в срок до 01.04.2012г. установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7. На Министерство культуры Республики Татарстан подлежит возложению обязанность в срок до 01.02.2012г. заключить с ООО «Парижский Дом «Д"эЛь» и МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани» охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7. Руководствуясь ст.ст.196-198, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Парижский Дом «Д"эЛь» и Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в срок до 01.02.2012г. заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7. Обязать Министерство культуры Республики Татарстан в срок до 01.02.2012г. заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Парижский Дом «Д"эЛь» и Муниципальным казенным учреждением «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Парижский Дом «Д"эЛь» и Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в срок до 01.04.2012г. зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничение (обременение) права в отношении объекта культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Парижский Дом «Д"эЛь» в срок до 01.04.2012г. установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия республиканского значения «Дом Доходный», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Баумана, д. 52/7. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме. Судья: Е.В.Зыбунова