... Дело №2–9368/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «17» ноября 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Бурганова Р.С. при секретаре Гарифуллиной Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юдиной ... об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани № 7123 от 10.08.2010г., УСТАНОВИЛ: Юдина А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани № 7123 от 10.08.2010г. В обосновании требований указала, что решением Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района РТ от 23.05.1998г. ей был выделен земельный участок в поселке ... в размере 0,10 га для строительства индивидуального жилого дома и выращивания сельхозпродукции. Юдиной А.В. был заказан межевой план, в соответствии с которым площадь ее участка составила 900 кв.м. В целях согласования границ, указанного выше земельного участка, Юдина А.В. обратилась в МУ «КЗИО ИК МО г. Казани», однако Комитет отказался согласовывать границы земельного участка, поскольку решение Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района РТ от 23.05.1998г. признано утратившим силу постановлением ИК МО г. Казани от 10 августа 2010 года № 7123. Решением Приволжского районного суда г.Казани от 24.06.2011г. исковые требования Юдиной А.В. к МУ «КЗИО ИК МО г.Казани», МУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» об обязании согласовать границы земельного участка также оставлены без удовлетворения. О постановлении ИК МО г. Казани от 10 августа 2010 года № 7123 Юдиной А.В. стало известно только при вынесении решения Приволжского районного суда г.Казани. Заявитель считает, что оспариваемым постановлением были ограничены ее права, в связи с чем просит суд признать незаконным постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 7123 от 10 августа 2010 года. Представитель заявителя Петров С.А. в судебном заседании заявление поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица ИК МО г.Казани Савельев С.С. в судебном заседании с заявлением не согласился, просил применить пропущенный заявителем трехмесячный срок на обжалование постановления ИК МО г.Казани № 7123 от 10 августа 2010 года. Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ч.1 ст.8 ГК РФ 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», 1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. В силу п.1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Судом установлено, что решением Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района РТ от 23 мая 1998 года заявителю выделен земельный участок в размере 0,10 га для строительства индивидуального жилого дома и выращивания сельхозпродукции на территории ... местного самоуправления (л.д.6). Постановлением Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 10.08.2010 №7123 признаны утратившими силу постановления, решения, распоряжения, иные акты глав администраций, советов местного самоуправления Пестречинского, Высокогорского, Лаишевского районов Республики Татарстан, главы Администрации г.Казани, глав администраций районов г.Казани, на основании которых гражданам и юридическим лицам предоставлены земельные участки, не оформленные в установленном порядке в соответствии с нормами земельного законодательства (л.д.32). Суд считает, что в удовлетворении заявления должно быть отказано. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Из анализа указанных норм следует, что признаются действительными лишь свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении формы свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования земле: сельскохозяйственного назначения". Абзац 2 ст. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определяет право, на котором предоставлен земельный участок, в случае если такое право не указано. Однако данная норма применима при соблюдении указанного выше порядка получения правоустанавливающего документа. Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767" о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" содержит нормы, которые гласят, что для ускорения процедуры оформления права собственности на земельный участок земельную долю (пай) или выдела участка в натуре необходимо предусмотреть, что: соответствующее заявление в органы местной администрации подле) рассмотрению в месячный срок с момента его подачи; решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении (продаже) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, земельного участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента принятия решения. При отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю производит установление и оформление границ земельного участка и выдает собственнику копию чертежа границ участка. Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" утверждены формы свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения. Во всех рассматриваемых случаях подразумевается необходимость определения границ земельных участков при их предоставлении. Таким образом, можно вывод о том, что в случае если решения о предоставлении земельных участков до введения в действие Земельного кодекса РФ не содержат указание на местоположение предоставляемого земельного участка, такие земельные участки предоставлены с нарушением действовавшего на тот момент законодательства, что соответственно влечет недействительность такого решения. Более того, судом учитывается факт пропуска заявителем трехмесячного срока на обжалование постановления Исполнительного комитета г.Казани в соответствии со ст.256 ГПК РФ, поскольку оспариваемое постановление было издано 10.08.2010г. и в этот же день включено в Реестр муниципальных правовых актов МО г.Казани. Постановление было опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани 26.08.2010 N 32 за 2010г. Кроме того, о существовании обжалуемого постановления заявитель должна была узнать получив письмо КЗИО ИКМО г. Казани от 08.02.2011г. (л.д. 27). Однако заявление Юдиной А.В. в суд было подано лишь 26.09.2011г., т.е. со значительным пропуском срока. Доводы представителя заявителя о том, что об оспариваемом постановлении Юдиной А.В. стало известно лишь при вынесении решения Приволжским районным судом г.Казани от 24.06.2011г., судом отвергаются, поскольку данное постановление имеется во всех правовых системах, является общедоступном, что также подтверждено заявителем в письме от 07.02.2011г. (л.д.24). Поскольку решение Салмачинского Совета местного самоуправления от 23.05.1998г., которым Юдиной А.В. выделен земельный участок в размере 0,10 га для строительства индивидуального жилого дома и выращивания сельхозпродукции на территории Салмачинского Совета местного самоуправления нельзя признать действительным в силу изложенных выше доводов, а также учитывая то обстоятельство, что указанное решение не содержит указание на местоположение предоставляемого земельного участка, суд считает постановление Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 10.08.2010 №7123 законным и обоснованным и оснований для удовлетворения заявления не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Юдиной ... отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд города Казани в течение десяти дней. Судья: ... Р.С. Бурганов ...