о приведении памятника в надлежащее состояние



Дело №2-12610/2011г.

РЕШЕНИЕ (заочное) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре Е.В.Устиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приволжского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о приведении памятника в надлежащее состояние,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приволжского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) о приведении памятника в надлежащее состояние. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Приволжского района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. при эксплуатации объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Бюст К. Маркса на гранитном постаменте» (скульптор И.А. Менделевич), располагавшегося по адресу: г. Казань, сквер по ул. Свердлова (ул. Петербургская), в настоящее время находящегося на хранении в МУ «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в силу договора хранения. Как показала проверка собственник и организации, которым данный объект был передан в оперативное управление и безвозмездное пользование, не принимают мер к сохранению указанного объекта культурного наследия. Указанный объект был демонтирован на хранение с ул.Свердлова г.Казани без разрешительных документов. Истец просит обязать ИК МО г. Казани заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Бюст К. Маркса на гранитном постаменте»; привести объект культурного наследия «Бюст К. Маркса на гранитном постаменте» в надлежащее состояние путем установки на гранитный постамент на одной из улиц города Казани.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.

Ответчик в суд своего представителя не направил, с учетом согласия представителя истца, дело было рассмотрено в порядке заочного производства.

Третье лицо – Министерство культуры Республики Татарстан в суд своего представителя не направило.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Объекты культурного наследия, согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1 ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

Пунктом 78 Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использований и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г.№ 203 установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения.

Согласно приказу Министерства культуры РТ от 21 мая 2010 г. N 323 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан" охранное обязательство - это соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии настоящим регламентом.

Судом установлено, что Прокуратурой Приволжского района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. при эксплуатации объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения «Бюст К. Маркса на гранитном постаменте» (скульптор И.А. Менделевич), располагавшегося по адресу: г. Казань, сквер по ул. Свердлова (ул. Петербургская), в настоящее время находящегося на хранении в МУ «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в силу договора хранения. Как показала проверка собственник и организации, которым данный объект был передан в оперативное управление и безвозмездное пользование, не принимают мер к сохранению указанного объекта культурного наследия. Указанный объект был демонтирован на хранение с ул.Свердлова г.Казани без разрешительных документов.

Суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Из пояснений представителя истца следует, что ответчиком с Мини­стерством культуры Республики Татарстан не заключено охранное обязательство, тем са­мым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает уг­розу его утраты.

Поскольку ответчиком с Министерством культуры Республики Татарстан не заключено охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, суд считает необходимым обязать ИК МО г.Казани заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Бюст К. Маркса на гранитном постаменте», а также привести объект культурного наследия «Бюст К. Маркса на гранитном постаменте» в надлежащее состояние путем установки на гранитный постамент на одной из улиц города Казани.

Руководствуясь ст.ст.196-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан на объект культурного наследия регионального (республиканского) значения «Бюст К. Маркса на гранитном постаменте».

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани привести объект культурного наследия «Бюст К. Маркса на гранитном постаменте» в надлежащее состояние путем установки на гранитный постамент на одной из улиц города Казани.

Ответчик вправе подать в Вахитовский районный суд г.Казани заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Е.В.Зыбунова