о заключени охранного обязательства



Дело №2-12612/2011г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2011 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре Е.В.Устиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приволжского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани и Муниципальному казенному учреждению «Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об обязании заключить охранное обязательство,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Приволжского района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) об обязании заключить охранное обязательство. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Приволжского района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. при эксплуатации объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Дом Осокина 1767г.», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Петербургская, д55, литер 3. Проверкой установлено, что жилой дом по ул. Свердлова, д.55, литер 3 (ныне Петербургская, д.55, литер 3) принят в состав собственности г. Казани на основании государственного акта от 29.07.1993г. №7. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995г. №176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" объект культурного наследия «Дом Осокина 1767г.» включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Согласно акту №27/1 осмотра объекта культурного наследия федерального значения «Дом Осокина 1767г.» от 27.09.2001г. установлено, что данный объект культурного наследия федерального значения находится в неудовлетворительном техническом состоянии, наблюдаются нарушения окрасочного и штукатурного слоев до кирпичной кладки на значительных участках, выкрашивание кирпича в наружной версте кирпичной кладки, отколы и выбоины, выпадение отдельных кирпичей, разрушение кладки дворового фасада, в углах здания и карнизных тягах; нарушения в организации наружных водостоков, водяные разводы, поражение стен грибковым налетом, заполнение оконных и дверных проемов частично отсутствуют, температурный режим не поддерживается. Охранные обязательства собственников/пользователя объекта культурного наследия отсутствуют. Информационные надписи не установлены. Как показала проверка, ИК МО г. Казани не выполнил обязательство по заключению охранного обязательства на объект культурного наследия федерального значения «Дом Осокина, 1767г.». Кроме того, на момент проверки, на объекте культурного наследия федерального значения - «Дом Осокина, 1767г.» отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Истец просит обязать ИК МО г. Казани заключить охранное обязательство с
Министерством культуры Республики Татарстан на объект культурного
наследия федерального значения «Дом Осокина, 1767г.», расположенный по
адресу: г. Казань, ул. Петербургская, д.55, литер 3; в государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировать обременение права собственности, указав, что «Дом Осокина, 1767г.», расположенный по адресу: г. Казань, ул. Петербургская, д.55, литер 3, является объектом культурного наследия федерального значения; обязать ИКМО г. Казани установить на объекте культурного наследия
федерального значения «Дом Осокина, 1767г.», расположенном по адресу:
г.Казань, ул. Петербургская, д.55, литер 3, надписи и обозначения, содержащие
информацию об объекте культурного наследия в соответствии с требованиями
ФЗ №73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов РФ»; возложить на ИКМО г. Казани обязанность по приведению реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Дом Осокина, 1767г.» на основании научно-исследовательской и проектной документации.

Представитель истца Исхаков А.Д. в судебном заседании иск поддержал.

Судом в качестве соответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно – коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани»)

Ответчик – ИК МО г.Казани в суд своего представителя не направил.

Представитель ответчика – МКУ «КЖКХ ИК МО г.Казани», Шарипова Л.Р. в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица – МКУ «КЗИО ИК МО г.Казани», Хайруллин Р.Р. в судебном заседании с иском не согласился.

Третье лицо – Управление Росреестра по РТ в суд своего представителя не направило.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Объекты культурного наследия, согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и п.1ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан» подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п.1 ст.45 Закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

В соответствии с пунктом 3 ст. 63 Закона впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31.12.2010 подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 59 Положения об охране и использования памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982г. № 865 порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются:

государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения.

Согласно приказу Министерства культуры РТ от 21 мая 2010 г. N 323 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан" охранное обязательство - это соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии настоящим регламентом.

В силу ст. 27 ФЗ №73-Ф3 от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 14.06.2007 №234 «Об утверждении Порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения в РТ» и постановлением Руководителя ИК МО г.Казани от 03.09.2008 №5089 «Об утверждении порядка установки информационных надписей на объектах культурного наследия на территории г.Казани» информационные надписи на объектах культурного наследия изготавливаются и устанавливаются собственником (пользователем) объекта культурного наследия. Информационные надписи и обозначения устанавливаются по инициативе собственника объекта культурного значения по согласованию с Министерством культуры РТ.

Судом установлено, что Прокуратурой Приволжского района г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. при эксплуатации объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Дом Осокина 1767г.», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Петербургская, д55, литер 3. Проверкой установлено, что жилой дом по ул. Свердлова, д.55, литер 3 (ныне Петербургская, д.55, литер 3) принят в состав собственности г. Казани на основании государственного акта от 29.07.1993г. №7 и передан в хозяйственное ведение МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Московского района г.Казани» по передаточному акту от 19.09.2008г. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995г. №176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" объект культурного наследия «Дом Осокина 1767г.» включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Согласно акту №27/1 осмотра объекта культурного наследия федерального значения «Дом Осокина 1767г.» от 27.09.2001г. установлено, что данный объект культурного наследия федерального значения находится в неудовлетворительном техническом состоянии, наблюдаются нарушения окрасочного и штукатурного слоев до кирпичной кладки на значительных участках, выкрашивание кирпича в наружной версте кирпичной кладки, отколы и выбоины, выпадение отдельных кирпичей, разрушение кладки дворового фасада, в углах здания и карнизных тягах; нарушения в организации наружных водостоков, водяные разводы, поражение стен грибковым налетом, заполнение оконных и дверных проемов частично отсутствуют, температурный режим не поддерживается.

Суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Из пояснений представителя истца следует, что охранные обязательства собственников/пользователя объекта культурного наследия отсутствуют. Информационные надписи не установлены.

Поскольку объект культурного наследия «Дом Осокина 1767г.» является муниципальной собственностью и ИК МО г.Казани не заключено с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, суд считает необходимым обязать ИК МО г.Казани в срок до 01.012.2013г. заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Дом Осокина 1767г.» расположенного по адресу: г. Казань, ул. Петербургская, д.55 литер 3; зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничение (обременение) права в отношении указанного объекта культурного наследия; установить информационные надписи и обозначения на объекте указанного культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Требования возложить на ИКМО г. Казани обязанность по приведению реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Дом Осокина, 1767г.» на основании научно-исследовательской и проектной документации удовлетворению не подлежат, поскольку порядок и сроки реставрационных работ будут определяться Министерством культуры РТ при заключении охранного обязательства.

Руководствуясь ст.ст.196-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в срок до 01.01.2013г. заключить охранное обязательство с Министерством культуры Республики Татарстан на объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Дом Осокина, 1767г.», расположенный по адресу: г. Казань, ул. Петербургская, д.55, литер 3.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в срок до 01.01.2013г. в государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировать обременение права собственности, указав, что «Дом Осокина, 1767г.», расположенный по адресу: г. Казань, ул. Петербургская, д.55, литер 3, является объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в срок до 01.01.2013г. установить на объекте культурного наследия
федерального значения «Дом Осокина, 1767г.», расположенном по адресу:
г.Казань, ул. Петербургская, д.55, литер 3, надписи и обозначения, содержащие
информацию об объекте культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова