Дело № 2-442/2012г. З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 января 2012 года Вахитовский районный суд г.Казани в составе: председательствующего судьи Г.В.Андреяновой, при секретаре Р.Н.Шакировой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района г.Казани к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ... района г.Казни», Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о возложении обязанности привести объект культурного наследия в надлежащее состояние, заключить охранное обязательство на объект культурного наследия и осуществить государственную регистрацию требований к сохранению объекта культурного наследия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ... района г.Казани обратился в суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ... района г.Казани» (далее по тексту – ООО УК), Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО) о возложении обязанности привести объект культурного наследия в надлежащее состояние, заключить охранное обязательство на объект культурного наследия и осуществить государственную регистрацию требований к сохранению объекта культурного наследия, указав в обоснование требований, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. было установлено, что двухэтажное здание «Усадьба Лихачева», 19 века постройки», расположенное по адресу: г.Казань, ул.... включено в перечень памятников истории и культуры республиканского значения. Данный объект культурного наследия эксплуатируется и находится в неудовлетворительном техническом и эстетическом состоянии. Поскольку в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, а на данный объект культурного наследия не заключено охранное обязательство с Министерством культуры РТ, прокурор просит обязать ООО «УК ... района» заключить с Министерством культуры РТ охранное обязательство на вышеуказанное здание, обязать обратиться в Управление Росреестра по РТ для осуществления государственной регистрации требований к сохранению объекта культурного наследия, провести реставрационные работы на данном объекте на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, а также изготовить и разместить на здании информационные надписи и обозначения объекта культурного наследия. В судебном заседании представитель заявителя-А.Н.Анварова заявленные требования поддержала. Представители ответчиков- ИК МО г.Казани и ООО «УК ... района», надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке заочного производства, против чего представитель заявителя не возражала. Представитель 3-его лица – МКУ «КЗИО»-Р.Р.Хайруллин оставил вопрос на усмотрение суда. Представители 3-их лиц-Министерства культуры РТ и Комитета ЖКХ, надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что в ходе в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. было установлено, что двухэтажное здание «Усадьба Лихачева», 19 века постройки», расположенное по адресу: г.Казань, ул...., включено в перечень памятников истории и культуры республиканского значения (л.д.5,6). Данный объект культурного наследия эксплуатируется и находится в неудовлетворительном техническом и эстетическом состоянии. Согласно статье 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Согласно статье 48 закона 3. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. 4. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Согласно пункту 3 статьи 63 закона впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. Согласно статье 27 закона 1. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) 2. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 3. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. (п. 3 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ) Поскольку объект культурного наследия находится в муниципальной собственности, что подтверждается постановлением ИК МО г.Казани от .... № ...л.д.40), факт отсутствия охранного обязательства не оспаривается, а здание находится в неудовлетворительном состоянии, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить частично, обязав ИК МО г.Казани провести противоаварийные работы на объекте культурного наследия, заключить охранное обязательство с Министерством культуры РТ, обратиться для осуществления государственной регистрации требований к сохранению объекта культурного наследия, а также изготовить и разместить на здании информационные надписи и обозначения объекта культурного наследия. В удовлетворении заявления прокурора ... района к ООО «Управляющая компания ... района г.Казани« следует отказать, так как последние ни собственником, ни балансодержателем не являются. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора ... района г.Казани удовлетворить частично. Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани провести противоаварийные работы на объекте культурного наследия «Усадьба Лихачева, 19 века постройки», расположенном по адресу: г.Казань, ул.... на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, в целях предотвращения его полного разрушения; провести реставрацию данного объекта культурного наследия на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны; заключить с Министерством культуры РТ охранное обязательство на объект культурного наследия, расположенный по адресу: г.Казань, ул...., и обратиться в Управление Росреестра по РТ для осуществления государственной регистрации требований к сохранению объектов культурного наследия, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства изготовить и разместить на здании информационные надписи и обозначения объекта культурного наследия. В удовлетворении требований прокурора ... района г.Казани к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ... района г.Казани» об обязании заключить охранное обязательство – отказать. Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7-ми дней со дня вручения им копий этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: