Дело № 2-441/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 января 2012 года Вахитовский районный суд г.Казани в составе: председательствующего судьи Г.В.Андреяновой, при секретаре Р.Н.Шакировой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района г.Казани к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств «Малая академия искусств» об обязании заключить охранное обязательство на объект культурного наследия и осуществить государственную регистрацию требований к сохранению объекта культурного наследия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ... района г.Казани обратился в суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – КЗИО), Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детская школа искусств «Малая академия искусств» (далее по тексту – Школа) об обязании заключить охранное обязательство на объект культурного наследия и осуществить государственную регистрацию требований к сохранению объекта культурного наследия, указав в обоснование требований, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. было установлено, что дом, расположенный по адресу: г.Казань, ул...., где был создан Мусульманский социалистический комитет и где работал Мулланур Вахитов, включен в перечень памятников истории и культуры республиканского значения. Указанное здание находится в собственности КЗИО, передано в оперативное управление Детской школе искусств. Поскольку в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, а на данный объект культурного наследия не заключено охранное обязательство с Министерством культуры РТ, прокурор просит обязать КЗИО заключить с Министерством культуры РТ охранное обязательство на вышеуказанное здание, а также обязать обратиться в Управление Росреестра по РТ для осуществления государственной регистрации требований к сохранению объекта культурного наследия. В судебном заседании представитель заявителя-старший помощник прокурора-Л.И.Сафиуллина исковые требования поддержала. Представитель ответчика- МКУ «КЗИО» и 3-его лица-ИК МО г.Казани-А.Е.Володин иск не признал, пояснив, что данное здание передано в оперативное управление Детской школе искусств, которая и несет бремя содержания данного объекта. Представители ответчика-Детской школы искусств-В.И.Исаев и Н.Б.Заббаров иск не признали, пояснив, что в ... году ими была подана заявка на оформление охранного обязательства. Представитель 3-его лица-Министерства культуры РТ, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что в ходе в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002г. было установлено, что дом, расположенный по адресу: г.Казань, ул...., где был создан Мусульманский социалистический комитет и где работал Мулланур Вахитов, включен в перечень памятников истории и культуры республиканского значения (л.д.4-10). Согласно статье 33 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Согласно статье 48 закона 3. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. 4. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Согласно пункту 3 статьи 63 закона впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. Как видно из материалов дела, .... между КЗИО и Детской школой искусств был заключен договора оперативного управления (л.д.20-22), согласно которому школе передано в оперативное управление вышеуказанное здание с возложением обязанности, в том числе, нести бремя содержания и несения расходов по поддержанию переданного имущества. Поскольку факт отсутствия охранного обязательства ответчиками не оспаривается, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить частично, обязав заключить охранное обязательство Детскую школу искусств. В удовлетворении заявления прокурора ... района г.Казани к МКУ «КЗИО» следует отказать, так как пользователем объекта культурного наследия является Детская школа искусств. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора ... района г.Казани удовлетворить частично. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» ... района заключить Министерством культуры РТ охранное обязательство на объект культурного наследия, расположенный по адресу: г.Казань, ул...., и обратиться в Управление Росреестра по РТ для осуществления государственной регистрации требований к сохранению объектов культурного наследия. В удовлетворении требований прокурора ... района г.Казани к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об обязании заключить охранное обязательство – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца через районный суд с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья: