по исковому заявлению А.Д. Черемисова о признании права на дополнительную площадь



Дело № 2-599/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2012 г. Вахитовский районный суд г. Казани

в составе председательствующего судьи Д.Р. Шакирьяновой

при секретаре С.А. Елисеевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.Д. Черемисова, действующего в своих интересах и в интересах Л.В. Черемисовой, к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о признании права на дополнительную жилую площадь,

УСТАНОВИЛ:

А.Д. Черемисов, действующий в своих интересах и в интересах Л.В. Черемисовой, обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Управлению жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о признании права на дополнительную жилую площадь.

В обоснование указано, что истец, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.» по списку граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или приравненных к ним лиц.

Супруга истца – Л.В. Черемисова, являясь ..., имеет право на дополнительную жилую площадь. Истец проживает совместно с супругой и является ее опекуном.

Вместе с тем ответчики отказывают в признании права на дополнительную жилую площадь и ее учете при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты в рамках указанной программы.

Полагая причины отказа незаконными, истец первоначально просил признать действия ответчиков, выразившиеся в отказе Л.В. Черемисовой в предоставлении сертификата на дополнительную жилую площадь в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.» и отказе в признании ее участником указанной подпрограммы незаконными.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил признать право на дополнительную жилую площадь в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.» при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты в рамках указанной программы.

Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства А.В. Абрамова, МУ «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» Г.З. Хуснутдинова иск не признали.

Представители ответчика Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, третьего лица Министерства регионального развития Российской Федерации надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

В силу пункта 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

На основании пункта 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Согласно пункту 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Судом установлено, что с ... истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в льготный список первоочередного обеспечения как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с распоряжением первого заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от ... истец включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.» по списку граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или приравненных к ним лиц, в составе семьи из трех человек.

Согласно сводному списку граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.» на 2012 г. истец в составе семьи из трех человек включен в данный список по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или приравненные к ним лица» под ....

Как указывает истец, его супруга – Л.В. Черемисова является ..., а поэтому имеет право на дополнительную жилую площадь. Истец проживает совместно с супругой, является ее опекуном.

Несмотря на указанные обстоятельства, ответчики отказывают в признании права Л.В. Черемисовой на дополнительную жилую площадь и ее учете при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты в рамках указанной программы.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для признания права на дополнительную жилую площадь и ее учета при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, правом на получение которой обладает истец, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.», не имеется.

Как видно из имеющихся доказательств, истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По этому же основанию он является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.».

В силу пункта 16 Правил определение норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, осуществляется с учетом норм дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м. только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в отношении истца действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», таких норм не содержит. Напротив, как следует из пояснений истца, право на дополнительную площадь в связи с инвалидностью имеет супруга истца. Сам истец право на дополнительную площадь в связи с инвалидностью не имеет. При этом положения пункта 17 Правил по своему значению не позволяет относить на счет истца указанное право его супруги, даже если последняя и является членом семьи участника подпрограммы (истца).

Следовательно, оснований для определения норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, с учетом норм дополнительной общей площади жилого помещения не имеется.

Кроме того, в силу пункта 12 Правил расчет размера социальной выплаты производится на дату выдачи сертификата. Истцу как участнику подпрограммы сертификат не выдан, в сводном списке участников подпрограммы по своей категории истец с семьей включен на ... г. под ... Следовательно, определение размера социальной выплаты к настоящему времени ответчиком не произведено.

При этом суд учитывает, что наличие у супруги истца ..., препятствующего совместному с ней проживанию, является основанием для получения членами семьи больного жилого помещения по договору социального найма (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), в случае обращения и признания их нуждающимися в жилом помещении (части 1 и 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Доказательств иного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований А.Д. Черемисова не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-196, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований А.Д. Черемисова, действующего в интересах недееспособной Л.В. Черемисовой к Министерству строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Управлению жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о признании права на дополнительную площадь – о т к а з а т ь.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца.

Судья: Д.Р. Шакирьянова