копия Дело № 2-7242/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 октября 2011 года Вахитовский районный суд г.Казани в составе: председательствующего судьи Г.В.Андреяновой, при секретаре Р.Н.Шакировой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, Казанский район водных путей и судоходства» – филиалу ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», ФИО9 Киселеву о признании незаконной и запрете эксплуатации судна, У С Т А Н О В И Л: Татарский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, Казанский район водных путей и судоходства» (далее по тексту – ФБУ) – филиалу ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», М.Е.Киселеву о признании незаконной и запрете эксплуатации судна, указав в обоснование требований, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации водного транспорта с выездом в Казанский речной порт было установлено, что пассажирский дизельэлектроход «Петр Алабин», идентификационный номер ..., класс судна О 1,5 проект № ..., на основании свидетельства о праве собственности на судно серии ..., выданное .... Государственной речной судоходной инспекцией по Волжскому бассейну, принадлежит М.Е.Киселеву. В результате осмотра судна, проведенного .... государственным инспектором Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в речном порту Казань, установлено, что радиолокационная станция находится в нерабочем состоянии, отсутствует свидетельство об испытаниях детских спасательных жилетов. Движение судна было временно приостановлено. В ходе дополнительной проверки было установлено, что: 1. На судне отсутствует проект переоборудования помещений; 2. перепланировка помещений не соответствует плану эвакуации; 3. отсутствуют документы на материалы, использованные при перепланировке судна; 4. в конструкцию корпуса внесены изменения – в несущих балках машинного отделения произведены вырезы для прохода трубопроводов (около 80-90% высоты стенки двух бимсов вырезаны); 5. в машинной отделении, в трюмном помещении дискотеки, в отдельных каютах закрашена резьба барашков для задрайки иллюминаторов, что препятствует их свободному открытию и закрытию; 6. по левому борту машинного отделения стекло аварийного иллюминатора имеет трещины; 7. люковые закрытия ахтерпика не имеют уплотнений, отсутствуют барашки для задрайки крышек, что не обеспечивает герметичность закрытия; 8. в румпельном отделении находятся посторонние предметы (ящики, тара, бытовой мусор и т.д.); 9. двери бытовых и вспомогательных помещений главной палубы кормовой части не запираются, закрываются неплотно; 10. расположение существующих помещений на судне не соответствует указанному на схеме эвакуации; 11. светоотражающие знаки для движения по направлению к эвакуационным путям установлены в недостаточном количестве; 12. аварийные выходы не маркированы и не оборудованы светящимися табличками; 13. аварийный выход из дискотеки заставлен углекислотным баллоном, что затрудняет эвакуацию людей; 14. в помещении дискотеки отсутствуют места для хранения спасательных жилетов; 15. в машинном отделении в районе шахт газовыхлопа расположены бочки с маслом; 16. трубопроводы систем в машинном отделении не отмаркированы согласно требованиям НБСЖ; 17. перфорированные листы этих шахт закрашены; 18. нет доступа к трубам газовыхлопа на тентовой палубе, что было предусмотрено проектом теплохода; 19. при большом скоплении людей в помещении дискотеки в кормовой части затруднена эвакуация людей; 20. не определен порядок выдачи спасательных жилетов; 21. не назначен ответственный за проведение инструктажа по использованию индивидуальных спасательных средств; 22. пожарные стволы не оборудованы запорными кранами; 23. машинный журнал заполнен небрежно, записи делаются хаотично, записи нечитаемы, журнал ведется с нарушениями правил заполнения этого журнала; 24. минимальный состав экипажа не соответствует Положению о минимальном составе экипажей самоходных судов на ВВТ, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ № 138 от 01.11.2002г. – экипаж не укомплектован боцманом и радиоспециалистом; 25. в помещении аварийного дизель-генератора и аккумуляторной находится нештатное оборудование (холодильник) и электронаждак, при работе излучающий искры, имеется прочее неиспользуемое имущество; 26. носовой салон главной палубы используется не по назначению – в качестве бельевого помещения; 27. аварийные выходы в помещении музыкального салона и ресторана на второй палубе не обеспечивают свободную эвакуацию людей, не отмаркированы, замки не функционируют. Поскольку в результате проверки установлено, что безопасность перевозки и эвакуации пассажиров в случае опасности не обеспечивается в полной мере и дальнейшая эксплуатация дизельэлектрохода «Петр Алабин» для перевозки пассажиров не рекомендуется до устранения указанных недостатков, и возможен лишь разовый переход без пассажиров в порт приписки, прокурор просит признать незаконной и запретить эксплуатацию данного судна до устранения недостатков, обязать М.Е.Киселева привести судно в состояние, отвечающее требованиям безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, с последующим предъявлением его для освидетельствования ФГУ «Российский речной регистр», запретить Казанскому району водных путей и судоходства до устранения недостатков выдавать разрешение на движение данного судна по обслуживаемым участкам внутренних водных путей, выход судна из пункта стоянки в Казанском речном порту. Представитель истца-Татарской транспортной прокуратуры, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Ответчик М.Е.Киселев и его представитель-Д.В.Рыбаков иск не признали, пояснили, что с 08.09.2006г. эксплуатацию теплохода «Петр Алабин» осуществляет ООО «Волжские путешествия», которому теплоход передан владельцем М.Е.Киселевым по договору аренды без экипажа. Согласно акту внеочередного освидетельствования судна от ...., составленному Средне-Волжским филиалом ФГУ «Российский речной регистр», указанные в справке от .... недостатки судна были устранены, часть не нашла подтверждения в натуре, а часть не является недостатками вообще. Что касается запрета на выдачу разрешения на движение теплохода, то данное требование не может быть удовлетворено, поскольку теплоход «Петр Алабин» осуществил с полученного разрешения разовый перегон из порта г.Казани в порт г.Самары, где находится с ... Представитель ответчика-ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства»-Г.Г.Хайрутдинова иск не признала, пояснив, что .... между ними и собственником судна «Петр Алабин» М.Е.Киселевым был заключен договор на оказание услуг по навигационному обслуживанию теплохода, поскольку в силу ФЗ «О естественных монополиях» не имели право отказать теплоходу в предоставлении навигационных услуг. Представитель 3-его лица-ФГУ «Российский речной регистр», надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судом установлено, что пассажирский дизельэлектроход «Петр Алабин» принадлежит на праве собственности М.Е.Киселеву, что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно (л.д.12) и свидетельством о праве плавания (л.д.13). Между М.Е.Киселевым и ООО «Волжские путешествия» .... был заключен договор аренды помещения и судов без экипажа № 1 сроком до .... (л.д.15, 171-173). Татарской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, теплохода «Петр Алабин», в ходе которой были установлены следующие нарушения, зафиксированные в справке от .... (л.д.57-59): 1. На судне отсутствует проект переоборудования помещений; 2. перепланировка помещений не соответствует плану эвакуации; 3. отсутствуют документы на материалы, использованные при перепланировке судна; 4. в конструкцию корпуса внесены изменения – в несущих балках машинного отделения произведены вырезы для прохода трубопроводов (около 80-90% высоты стенки двух бимсов вырезаны); 5. в машинной отделении, в трюмном помещении дискотеки, в отдельных каютах закрашена резьба барашков для задрайки иллюминаторов, что препятствует их свободному открытию и закрытию; 6. по левому борту машинного отделения стекло аварийного иллюминатора имеет трещины; 7. люковые закрытия ахтерпика не имеют уплотнений, отсутствуют барашки для задрайки крышек, что не обеспечивает герметичность закрытия; 8. в румпельном отделении находятся посторонние предметы (ящики, тара, бытовой мусор и т.д.); 9. двери бытовых и вспомогательных помещений главной палубы кормовой части не запираются, закрываются неплотно; 10. расположение существующих помещений на судне не соответствует указанному на схеме эвакуации; 11. светоотражающие знаки для движения по направлению к эвакуационным путям установлены в недостаточном количестве; 12. аварийные выходы не маркированы и не оборудованы светящимися табличками; 13. аварийный выход из дискотеки заставлен углекислотным баллоном, что затрудняет эвакуацию людей; 14. в помещении дискотеки отсутствуют места для хранения спасательных жилетов; 15. в машинном отделении в районе шахт газовыхлопа расположены бочки с маслом; 16. трубопроводы систем в машинном отделении не отмаркированы согласно требованиям НБСЖ; 17. перфорированные листы этих шахт закрашены; 18. нет доступа к трубам газовыхлопа на тентовой палубе, что было предусмотрено проектом теплохода; 19. при большом скоплении людей в помещении дискотеки в кормовой части затруднена эвакуация людей; 20. не определен порядок выдачи спасательных жилетов; 21. не назначен ответственный за проведение инструктажа по использованию индивидуальных спасательных средств; 22. пожарные стволы не оборудованы запорными кранами; 23. машинный журнал заполнен небрежно, записи делаются хаотично, записи нечитаемы, журнал ведется с нарушениями правил заполнения этого журнала; 24. минимальный состав экипажа не соответствует Положению о минимальном составе экипажей самоходных судов на ВВТ, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ № 138 от 01.11.2002г. – экипаж не укомплектован боцманом и радиоспециалистом; 25. в помещении аварийного дизель-генератора и аккумуляторной находится нештатное оборудование (холодильник) и электронаждак, при работе излучающий искры, имеется прочее неиспользуемое имущество; 26. носовой салон главной палубы используется не по назначению – в качестве бельевого помещения; 27. аварийные выходы в помещении музыкального салона и ресторана на второй палубе не обеспечивают свободную эвакуацию людей, не отмаркированы, замки не функционируют. Таким образом, проверкой установлено, что дальнейшая эксплуатация дизельэлектрохода «Петр Алабин» для перевозки пассажиров не рекомендуется до устранения указанных недостатков, возможен лишь разовый переход без пассажиров в порт приписки. Оценив собранные по делу доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими отклонению. Согласно статье 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ 1. Судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Судовладелец обязан: назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов; обеспечить безопасную практику эксплуатации судов; постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства; обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным настоящим Кодексом. Как видно из материалов дела, согласно акту внеочередного освидетельствования судна от ...., составленному ФГУ «Российский речной регистр» (л.д.176), в настоящее время все нарушения, отраженные в справке от ...., устранены, а именно: 1. Все проекты, по которым производилась модернизация судна, находятся на борту. Произведен анализ соответствия модернизированных элементов настоящим проектам, замечаний нет; 2. План эвакуации откорректирован в соответствии с проектом судна; 3. Предоставлены сертификаты на применяемые материалы при модернизации; 4. Целостность рамного набора в машинном отделении (два бимса) восстановлена и соответствует Правилам РРР ПСВП ч.1, п.2.3.28; 5. В машинном отделении, трюмном помещении дискотеки и трюмных каютах световые иллюминаторы и иллюминаторы, предназначенные для аварийной эвакуации людей, имели незакрашенные шпильки, предназначенные для герметичного закрытия иллюминаторов. На некоторых иллюминаторах, отнесенных к разряду глухих, силами экипажа произведена очистка резьбы от краски отдельных шпилек; 6. В машинном отделении силами экипажа судна по левому борту выполнена замена стекла иллюминатора, проведена проверка водонепроницаемости; 7. Водонепроницаемость двух крышек сходных люков ахтерпика обеспечивается, установлены две отсутствующие гайки. Непроницаемость проверена поливанием струей воды под напором в соответствии с Приложением 7 ПТНП, замечаний нет; 8. На момент освидетельствования в румпельном отделении посторонних предметов не обнаружено.; 9. Двери бытовых и вспомогательных помещений главной палубы кормовой части оборудованы замками. На двери камбуза установлен отсутствующий замок; 10. Схема эвакуации приведена в соответствие с расположением помещений на судне; 11. Светоотражающие знаки для движения по направлению к эвакуационным выходам экипажем дополнены в достаточном количестве; 12. Над запасными выходами судовых помещений имеются надписи в соответствии с п.10.4.6, ч.1 «Корпус», ПСВП и они оборудованы соответствующими светильниками; 13. аварийный выход из помещения дискотеки освобожден, углекислотный баллон удален с судна; 14. В трюмном помещении дискотеки, в кладовых, находящимися под трапами, уложены спасательные нагрудники в количестве 150 штук со штампом о проверке в 2011 году. На судне находятся спасательные жилеты в количестве – 151 для взрослых и 15 детских – на штатных местах согласно Правилам РРР в каютах, рулевой рубке и в машинном отделении; 15. В машинном отделении нештатные емкости с маслом отсутствуют; 16. Правилами Российского Речного Регистра не регламентируется маркировка судовых систем; 17. Перфорация листов в шахтах машинного отделения восстановлена; 18. Доступ к трубам газовыхлопа на тентовой палубе для технического обслуживания производится путем снятия облицовки – рейки и листов фанеры; 19. В трюмном помещении дискотеки существуют три штатных выхода, все пути эвакуации свободны. В помещении существуют спасательные иллюминаторы; 20. Правилами РРР не регламентируется порядок выдачи детских спасательных жилетов; 21. Правилами РРР не регламентируется назначение ответственного за проведение инструктажа по использованию индивидуальных спасательных средств; 22. Судно было спроектировано и построено в 1955 году. Требование о наличии на судне комбинированных пожарных стволов появилось в Правилах РРР в 1989 году. В действующих Правилах РРР данное требование о комбинированных стволах только для строящихся судов; 23. Правилами РРР не регламентируется порядок заполнения машинного журнала; 24. Правилами РРР не регламентируется минимальный состав экипажа; 25. В помещении аварийного дизель-генератора и аккумуляторной отсутствует нештатное оборудование, в том числе холодильник и электронаждак; 26. Изменение назначения помещения носового салона главной палубы в бельевую возможно, это решает администрация судна; 27. Аварийные выходы в помещении музыкального салона и ресторана на второй палубе обеспечивают свободную эвакуацию, выходы отмаркированы, замки найдены в рабочем состоянии. Поскольку имевшиеся на момент осмотра .... нарушения на судне «Петр Алабин» на сегодняшний день устранены, судно находится в технически исправном состоянии, соответствует требованиям безопасности судоходства, что подтверждается актом внеочередного освидетельствования судна, выданного Российским речным регистром, поэтому оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Татарского транспортного прокурора о признании незаконной и запрете эксплуатации судна-дизельэлектрохода «Петр Алабин» (идентификационный номер ..., класс судна О 1,5 проект № ...) до устранения недостатков; обязании ФИО10 Киселева привести дизельэлектроход «Петр Алабин» в состояние, отвечающее требованиям безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, с последующим предъявлением его для освидетельствования ФГУ «Российский Речной Регистр»; запрете Казанскому району водных путей и судоходства» – филиалу ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» до устранения недостатков выдавать разрешение на движение дизельэлектрохода «Петр Алабин» по обслуживаемым участкам внутренних водных путей, выход судна из пункта стоянки в Казанском речном порту – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через районный суд с момента принятия решения суда в окончательной форме. Судья: подпись ...: Судья Г.В.Андреянова