... Дело №2-495/2012 г. 08 февраля 2012 г. Вахитовский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Р.К.Багавовой, при секретаре Г. Каримовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Московского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц, к ООО НПП «Симпламир» о понуждении зарегистрировать обременение на объект культурного наследия – «Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (пристрой 1886 г.) в Едином государственном реестре прав, внести изменения в свидетельство о государственной регистрации прав, у с т а н о в и л: Прокурор Московского района г.Казани в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к ООО НПП «Симпламир» о понуждении зарегистрировать обременение на объект культурного наследия – «Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (пристрой 1886 г.) в Едином государственном реестре прав, внести изменения в свидетельство о государственной регистрации прав. Прокуратурой Московского района г. Казани проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в ООО НПП «Симпламир», которое осуществляет свою деятельность в здании объекта культурного наследия местного (регионального) значения- «Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (пристрой 1886 г.), располагающийся по адресу: ... (первый этаж, литер № 1-8, 8а, 86). Собственником указанного объекта культурного наследия является ООО НПП «Симпламир». Решение о принятии данного объекта культурного наследия на государственную охрану памятников истории и культуры, включения в категорию объектов исторического и культурного наследия местного значения, принято на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2009 № 384. На момент проверки собственником не зарегистрировано обременение на данный объект культурного наследия. Прокурор просит признать бездействие ООО НПП «Симпламир» незаконным, обязать ООО НПП «Симпламир» зарегистрировать обременение на объект культурного наследия – «Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (пристрой 1886 г.) в Едином государственном реестре прав. Внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права. Представитель истца иск поддержал. Представитель ответчика иск не признал. Представитель третьего лица-Министерство культуры ТР, иск прокурора Московского района г. Казани поддержал. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия, согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ. Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения. Пунктом 78 Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использований и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г.№ 203 установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения. Установлено, что согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 384 от 10.06.2009 г. «Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (пристрой 1886 г.), располагающийся по адресу: ... принят на государственную охрану и включен в категорию объектов исторического и культурного наследия местного значения. Собственником пристроя указанного объекта культурного наследия на основании договора купли-продажи № 50 от 16.05.2005 г. и акта приема-передачи здания (сооружения) от 01.07.2005 г. помещение 1-этаж №№ 1-8, 8а, 86 площадью 86,20 кв. м. по адресу: ... является ООО НПП «Симпламир». На момент проверки в свидетельстве о государственной регистрации права серия ... от ... на объект права - помещение 1-этажа №№ 1-8, 8а, 86 площадью 86,20 кв. м. по адресу: ... существующих ограничений (обременении) права не зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04 ноября 2005 г. сделана соответствующая запись. В соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Поскольку дом - Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (пристрой 1886 г.), располагающийся по адресу: ... (первый этаж Литер № 1-8, 8а, 86) является объектом культурного наследия местного (регионального) значения, то суд считает необходимым обязать собственника – ответчика по данному делу зарегистрировать обременение на нежилые помещения 1-го этажа № № 1-8, 8а, 8б площадью 86, 20 кв.м объекта культурного наследия – «Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (пристрой 1886 г.) в Едином государственном реестре прав и внести изменения в свидетельство о государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика – ООО НПП «Симпламир», судебные издержки в размере 4000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск удовлетворить. Обязать ООО НПП «Симпламир» зарегистрировать обременение на нежилые помещения 1-го этажа (№ № 1-8, 8а, 8б площадью 86, 20 кв.м ) объекта культурного наследия – «Главный дом городской усадьбы, 1770 г.» (пристрой 1886 г.) в Едином государственном реестре прав и внести изменения в свидетельство о государственной регистрации прав. Взыскать с ООО НПП «Симпламир» государственную пошлины в доход государства в размере 4000 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через данный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья: подпись. .... Судья: Р.К. Багавова