2-3908/2012



Дело №2-3908/2012.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

6 апреля 2012 г. Вахитовский районный суд г.Казани в составе:

председательствующего – судьи С.А. Всеволодова, с участием

секретаря – Л.М. Хуснетдиновой,

Р.З.Р. З. - истцы и её представителя,

Ответчик в суд представителя не направил,

Третьи лица – исполнительный комитет муниципального образования ... и СИПК ... в суд представителей не направили,

Ф. М., как представителя третьего лица – министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р. З. к специализированной некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о признании незаконным решения ответчика о не включении Р. З. в список лиц имеющих право на получение государственной поддержки (направляемой на оплату стоимости жилого помещения) на сумму ..., но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка – дочери ..., в счет оплаты за квартиру по договору от ..., взыскании ... – суммы судебных издержек на оплату услуг представителя, .... – суммы судебных расходов в возврат оплаченной государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Р.З.Р. З. обратилась в суд с приведенными выше требованиями, поддержанными в судебном заседании, к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (далее - ЖИЛФОНД), указывая в его обоснование на то, что истец, как лицо проживающее в ... в ... в общежитии, расположенном в ..., была признана органами муниципальной власти нуждающейся в улучшении жилищных условий из-за проживания в общежитии, как работник учреждения образования, и принята на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В связи с чем с ней ... заключен через потребительский кооператив ... как агента Жилфонда, договор с Жилфондом на социальную ипотеку (далее договор от 18 января). Пунктом 3.2.8 этого договора предусматривалось, что в случае рождения ребенка после выбора квартиры, ей зачисляется на счет в оплату жилья ... руб., но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Согласно протоколу выбора и передаче в будущую собственность квартиры стоимость 1 кв.м. определена в ... руб. за 1 кв.м.

... у истиц родилась дочь - .... Истица подала через органы муниципальной власти - исполнительный комитет муниципального образования ... (далее – Исполком НЧ) в Жилфонд заявление на выплату компенсации по случаю рождения ребенка, что предусмотрено договором от 18 января, и подала необходимые документы. Исполком НЧ передал её документы в Жилфонд

Истице, взамен ранее выданного графика погашения платежей по социальной ипотеке (л.д.65-66), ответчик выдал новый график платежей (л.д.67-68), где были учтены эти ... с датой ...

Однако, письмом от ... ответчик истице отказал в государственной поддержке в сумме ...., сообщив, что она переведена в другую группу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий – переселение из домов, не подлежащих капитальному ремонту и этой категории лиц не положена выплата в ....

Истице никто не предлагал изменить условия договора социальной ипотеки, следовательно, переводить её из одной программы в другую Жилфонд не имел права. Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан (далее – Кабмин РТ) не имеют обратной силы, поэтому ссылки ответчика на издание Кабмином РТ постановлений по вопросам выплаты компенсации на ребенка, исключающим факт выплаты ей такой компенсации при рождении ребенка, на неё не могут распространяться.

В связи с чем истицей требуется признать незаконным решение Жилфонда о не включении её в список лиц имеющих право на получение государственной поддержки при рождении ребенка в счет оплаты за квартиру.

Истица оплатила труд представителя, каковые в качестве суммы судебных издержек на оплату услуг представителя она просит взыскать с ответчика наряду со взысканием суммы судебных расходов в возврат оплаченной государственной пошлины.

Представитель Жилфонда, как ответчика, направил в суд отзыв, в котором иск не признал, указав, что истица переведена в другую группу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий – переселение из домов, не подлежащих капитальному ремонту, а этой категории лиц не положена выплата в ....

В суд

- исполнительный комитет муниципального образования ..., как третье лицо, не сообщил своего мнения по иску;

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, как третье лицо, через представителя, сообщило о непризнании иска, поскольку денежные средства перечисляются только лицам, признанным нуждающимися в этой выплате и истица не включена Жилфондом в список лиц, которым назначена выплата компенсации.

- СИПК ... мнения по иску не сообщило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, и изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 13 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (далее Закон РТ от 27 декабря) – Гражданам в Республике Татарстан в системе социальной ипотеки предоставляются следующие меры государственной поддержки:

1) получение жилья с различным уровнем оплаты первоначального взноса;

2) рассрочка платежей за полученное жилье на период до 28,5 лет;

3) возможность оплаты стоимости жилья собственным трудом и (или) продукцией личного подсобного хозяйства;

4) предоставление невыкупленной части жилья в наем (в том числе в случае невозможности своевременного внесения текущих платежей с возможностью последующего возобновления выкупа жилья);

5) при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка семье, реализующей право на жилище в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированной в качестве нуждающейся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий, предоставляется право на оплату первоначального и текущего взносов за выкупаемое жилье в размерах, установленных законодательством.

Статьей 12 названного выше Закона РТ от 27 декабря введены стандарты ипотечного жилищного кредитования и они состоят - 1. Стандарты ипотечного жилищного кредитования должны содержать следующие основные положения:

1) размер ипотечного жилищного кредита (целевого займа);

2) размер процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (целевому займу) либо порядок ее определения;

3) максимальную величину ежемесячного платежа по ипотечному жилищному кредиту (целевому займу) в зависимости от совокупного дохода семьи заемщика;

4) минимально допустимую сумму собственных средств заемщика, претендующего на получение ипотечного жилищного кредита (целевого займа);

5) срок предоставления ипотечного жилищного кредита (целевого займа);

6) порядок погашения ипотечного жилищного кредита (целевого займа), в том числе указание на право заемщика досрочно погасить задолженность по ипотечному жилищному кредиту (целевому займу);

7) требования к объектам недвижимости, принимаемым в залог;

8) порядок и условия предоставления ипотечных жилищных кредитов (целевых займов) с использованием средств специализированных ипотечных организаций.

2. Условия предоставления ипотечных жилищных кредитов (целевых займов), выдаваемых специализированными ипотечными организациями, устанавливаются указанными организациями в соответствии с законодательством.

На основании Закона РТ от 27 декабря Кабинет Министров Республики Татарстан разработал Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 г. N 190.

Так пунктом 5 и 5.2 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в ... (далее – Правила и порядок постановки на учет), установлено, что 5. Основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:

5.2. Дополнительные:

проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке;

признание жилого помещения аварийным, ветхим;

необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам;

участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке, в финансировании программы развития жилищного строительства;

иные случаи, установленные действующим законодательством.

Названными правилами и порядком постановки на учет предусмотрено, что 6. Прием заявлений от Заявителя для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется:

по месту жительства - в органах местного самоуправления;

по месту работы - должностными лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица.

Согласно пункту 2.3 порядка заполнения унифицированной формы списка семей - В 3-м разделе указывается уникальный учетный номер семьи, присваиваемый в момент регистрации учетного дела конкретной семье. Основанием для регистрации учетного дела семьи является распоряжение главы органа местного самоуправления.

Уникальный учетный номер семьи указывается в строке заявителя одним числом, состоящим из 18 знаков.

Например, 1650-000001-011205, где:

1650 - код района, города (код ...);

000001 - номер учетного дела семьи;

011205 - первое декабря 2005 г. - дата регистрации учетного дела семьи согласно распоряжению главы органа местного самоуправления.

Судом установлено, что истица, как лицо проживающее в Республике Татарстан в ... в общежитии, расположенном в ..., была признана ..., о чем свидетельствует номер учетного дела – ... (пункт 2.3 порядка заполнения унифицированной формы списка семей), органами муниципальной власти нуждающейся в улучшении жилищных условий из-за проживания в общежитии, как работника бюджетного учреждения – работника образовательного учреждения, согласно распоряжению ... (л.д.62-63) заместителя руководителя Исполкома ..., и принята на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии с абзацем первым и вторым пункта 5.2 Правил и порядка постановки на учет из-за проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной ипотеке.

В связи с чем с истицей ... заключен через потребительский кооператив ... как агента Жилфонда, договор (л.д.6-10) с Жилфондом об участии истицы в программе государственной поддержки в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан, вставших на учет по социальной ипотеке.

Пунктом 3.2.8 этого договора от 18 января предусматривалось, что в случае рождения ребенка после постановки на учет, ей зачисляется на счет в оплату жилья ... руб., но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Согласно протоколу выбора и передачи в будущую собственность квартиры стоимость 1 кв.м. квартиры, не представленного суду, определена стоимость 1 кв.м. жилья в 22.000 руб. по ценам на 27 марта 2009 г.

У истицы родилась ... дочь - ..., согласно данным представленного свидетельства о рождении (л.д.14).

Истица обратилась ... в исполнительный комитет ... и в Жилфонд с заявлением на выплату компенсации по случаю рождения у неё ребенка, что предусмотрено договором от 18 января, и подала необходимые документы.

Исполком ... передал документы истицы в Жилфонд, а последний не получил от Минстроя компенсацию в ... руб. из бюджета Республики Татарстан по случаю рождения у истицы ребенка, но учел с ... эти ... руб. в графике платежей за квартиру, как оплаченные, о чем свидетельствуют данные графика платежей и пояснения лиц, участвующих в деле.

Однако, ... ответчиком сообщено (л.д.12) истице, что решение о зачислении на её счет ... руб. не будет, поскольку она переведена из одной категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в другую категорию – так как общежитие, где проживала истица, было признано не пригодным для проживания.

Суд доводы ответчика, что государственная поддержка в сумме ... руб. по договору социальной ипотеки в Жилфонд на счет истицы не поступала, признает достоверными, поскольку они соответствуют данным, сообщенным суду Минстроем РТ и представленным суду списком с сопроводительным письмом и платежным поручением от ... (л.д.32-36).

Суд доводы ответчика, что государственная поддержка в сумме ... руб. по договору социальной ипотеки в Жилфонд не была произведена, поскольку истица переведена из одной целевой программы в другую целевую программу – предоставление жилья по программе переселения из домов, не подлежащих капитальному ремонту, то есть в соответствии с абзацем первым и третьим пункта 5.2 Правил и порядка постановки на учет, признает недостоверными и незаконными, поскольку перевод из одной целевой программы в другую должен по правилам делового оборота осуществляться с взаимного согласия или иного волеизъявления участников договорных отношений, то есть и истицы, и ответчика.

Суду не предоставлено ни ответчиком, ни третьим лицом – исполкомом ... соответствующее заявление истицы о том, что она просила поставить её на учет как лицо, проживающее в жилом помещении признанным аварийным, ветхим, и о том, что исполкомом ... вынесено соответствующее постановление о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с ветхостью общежития.

Истица отрицает факт получения от ответчика, или от иных органов власти (государственных или муниципальных) извещения об изменении её статуса переселения из общежития в новое жильё по социальной ипотеке из-за ветхости или аварийности общежития.

Суду решение ответчика Жилфонда либо решение исполкома ... об изменении статуса истицы при постановке её на учет не предоставлено. Поэтому утверждения представителя Жилфонда об изменении её статуса переселения из общежития в новое жильё по социальной ипотеке из-за ветхости или аварийности общежития, суд признает недостоверными, а доводы истицы – достоверными, поскольку истица такими сведениями не обладает, а ими обладают Жилфонд и исполком НЧ, которые удерживают соответствующие доказательства в виде соответствующего постановления о принятии истицы на учет.

О переводе из одной программы в другую истица могла быть поставлена в известность при перерегистрации в соответствии с пунктом 1.10 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки", которым установлено, что - граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны после предварительного выбора квартиры и до подписания документов, удостоверяющих право на заселение и пользование выбранной квартирой, пройти по месту постановки на учет перерегистрацию в целях подтверждения на момент выбора жилого помещения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

Однако при перерегистрации истица не была поставлена в известность о переводе из одной программы в другую. Не произошло этого и при процедуре выбора квартиры для заселения по программе социальной ипотеки.

Согласно п.7 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденном указанным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" (в редакции от 2 августа 2007 г. N 366) - 7. Если после принятия на учет у семьи рождается ребенок, она получает государственную поддержку (направляемую на оплату стоимости жилого помещения) на сумму .... рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка.

Суду решение ответчика Жилфонда о не включении истицы в число лиц имеющих право на получение компенсации в сумме ... руб. на ребенка в счет оплаты за квартиру по договору от ... г. за ... суд признает незаконным, поскольку суду не предоставлены основания для принятия такого решения. Такое действие было бы возможным, если бы на 2008 г. истица не участвовала в выборе квартиры и ей не предоставлялся бы график платежей с данными о том, что она имеет право на получение ... руб. компенсации при рождении ребенка.

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от ... N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" не содержит данных о придании обратной силы этому постановлению и возможности применении его положений к спорным правоотношениям по настоящему гражданскому делу. Поэтому ссылки ответчика на издание Кабмином РТ постановлений по вопросам выплаты компенсации на ребенка не позволяющим производить такие выплаты истице не состоятельны.

Поэтому с учетом изложенного и установленного судом, суд приходит к выводу, что следует признать незаконным решение некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о не включении истицы в список лиц, имеющих право на получение компенсации в сумме ... руб. на ребенка в счет оплаты за квартиру по договору от ... за ... с момента принятия такого решения судом.

Согласно абзацев 1, 5 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) – К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:…

расходы на оплату услуг представителей;…

Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ – 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истица утверждает, что оплатила труд представителя в сумме ... руб., каковые в качестве суммы судебных издержек на оплату услуг представителя она просит взыскать с ответчика наряду со взысканием ... руб. – суммы судебных расходов в возврат оплаченной государственной пошлины.

Согласно данным квитанций (л.д.3,11) истец оплатила госпошлину в сумме ... руб. и оплатила своему представителю за представление её интересов в суде ... руб.

Суд, в силу ст. 100 ГПК РФ, считает, что следует взыскать с ответчика ... руб. - сумму судебных издержек истца на представителя, поскольку представитель готовил иск и подал его в суд, но не занимался сбором доказательств, при чем ответчик предоставил возражения по сумме судебных издержек на представителя и указал на чрезмерность взыскиваемых судебных издержек.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ – 1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку иск удовлетворен частично поэтому, в силу ст. 98 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что с удовлетворенных требований госпошлина должна быть взыскана с ответчика в сумме ... руб. 00 коп. в пользу истца. Излишне оплаченная истцом госпошлина не может быть взыскана с ответчика, поскольку отсутствуют соответствующие правовые основания.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» о не включении Р. З. в список лиц имеющих право на получение государственной поддержки (направляемой на оплату стоимости жилого помещения) на сумму ... рублей, но не более стоимости неоплаченной части жилого помещения на момент рождения ребенка – дочери ..., в счет оплаты за квартиру по договору от ... за ... с момента принятия такого решения и обязать ответчика включить истицу в соответствующий список.

В пользу Р. З. взыскать с некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» ... руб. – сумму судебных издержек на оплату услуг представителя и ... руб. – сумму судебных расходов в возврат оплаченной государственной пошлины.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Копию настоящего решения направить лицам, участвующим в деле.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, что сделано 13 апреля 2012 г. и решение в окончательной форме можно будет получить в суде начиная с 14 апреля 2012 г. через Вахитовский районный суд г.Казани в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Татарстан.

Судья (подпись) С.А.Всеволодов

...