... Дело № 2-375\12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2012 г. Вахитовский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Р.К.Багавовой, при секретаре Л.Р. Абзаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ново-Савиновского района г. Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Фирма «Свей» о понуждении провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – ... 1911 года постройки по ..., провести реставрацию на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – Дом ...., 1911 года постройки по ... на основе научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет спора, у с т а н о в и л: Прокурор Ново – Савинского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО «Фирма «Свей» о понуждении провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – ... 1911 года постройки по ... провести реставрацию на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – Дом ...., 1911 года постройки по ... на основе научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет спора. В обоснование иска указано, что прокуратурой Ново - Савинского района г. Казани проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе проверки установлено, что 01.07.2011 г. между МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» и ООО «Свей» заключен договор (охранное обязательство) на объект культурного наследия местного (муниципального) значения, в соответствии с которым ООО «Свей» обязан обеспечить сохранность объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом ...». Пользователем ООО «Свей» допускается разрушение объекта культурного наследия и не предпринимаются меры по содержанию указанного объекта культурного наследия в надлежащем состоянии. Прокурор просит обязать провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – Дом ...., 1911 года постройки по ... провести реставрацию на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – Дом ... 1911 года постройки по ... на основе научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет спора, Представитель истца иск поддержал. Ответчик в суд представителя не направил, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Третьи лица- МУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», Комитет жилищно – коммунального хозяйства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани иск оставили на усмотрение суда. Представитель третьего лица - Министерство культуры РТ, иск прокурора Московского района г. Казани поддержал. Выслушав пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1 ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан» подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ. Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения. Пунктом 78 Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использований и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г.№ 203, установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения. Установлено, что согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан № 454 от 15.09.1994 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации жилых помещений (домов), жилых помещений в домах, являющийся объектами культурного наследия, и Перечня жилых дома (помещений), являющихся объектами культурного наследия», включен в список объектов культурного наследия республиканского значения, находящиеся на государственной охране. На момент проверки прокуратурой Ново-Савиновского района г. Казани по указанию прокурора Республики Татарстан установлено, что Постановлением Кабинета министров РТ от 10.06.2009 г. ... дом ...., 1911 года постройки, расположенный по адресу: ..., включен в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Казани РТ. 01.07.2011 г. МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» и ООО «Фирма «Свей» заключен договор (охранное обязательство) на объект культурного наследия местного (муниципального) значения, в соответствии с которым ООО «Фирма «Свей» обязан обеспечить сохранность объекта культурного наследия местного (муниципального) значения -«Дом ...». Пользователем- ООО «Фирма «Свей», допускается разрушение объекта культурного наследия и не предпринимаются меры по содержанию указанного объекта культурного наследия в надлежащем состоянии. Кроме того, в результате неосуществления должного контроля за указанным объектом допускается нарушение законодательства о защите окружающей природной среды, а также создается угроза жизни и здоровья граждан, нарушаются права неопределенного круга лиц. В соответствии с п.3 ст.48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного а реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. В соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за пользователем и владельцами объектов культурного наследия закреплена обязанность по соблюдению режима использования объекта культурного наследия и не причинению им вреда. Согласно ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Поскольку «Дом ...», является объектом культурного наследия местного (регионального) значения, то суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Ново-Савиновского района г. Казани к ООО «Фирма «Свей» и обязать ответчика провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – Дом ...., 1911 года постройки, расположенный по адресу: ..., в целях предотвращения полного его разрушения на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны. Также суд считает необходимым обязать ответчика провести реставрацию на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – Дом ... 1911 года постройки, расположенный по адресу: ..., на основе научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, принять меры по предотвращению доступа в здание посторонних лиц во избежание несчастных случаев с гражданами и угрозы разрушения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения до проведения противоаварийных, консервационных и реставрационных работ. Довод ответчика о том, что противоаварийные работы и тем более реставрацию объекта ООО «Фирма «Свей» производить не должно, поскольку подобных обязательств по договору на себя не принимало, не является основанием для отказа прокурору Ново-Савиновского района г. Казани в удовлетворении иска, поскольку он противоречит договору (охранному обязательству) на объект культурного наследия местного (муниципального) значения, заключенному между МГК «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» и ООО «Фирма «Свей». В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ООО «Фирма «Свей» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск удовлетворить. Обязать ООО «Фирма «Свей» провести противоаварийные и консервационные работы на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – Дом ...., 1911 года постройки, расположенный по адресу: ..., в целях предотвращения полного его разрушения на основании научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны. Обязать ООО «Фирма «Свей» провести реставрацию на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения – Дом ... 1911 года постройки, расположенный по адресу: ..., на основе научно-исследовательской и проектной документации без изменения особенностей, составляющих предмет охраны, принять меры по предотвращению доступа в здание посторонних лиц во избежание несчастных случаев с гражданами и угрозы разрушения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения до проведения противоаварийных, консервационных и реставрационных работ. Взыскать с ООО «Фирма «Свей» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через данный суд в течение месяца со дня изготовления его судом в окончательной форме. Председательствующий судья: подпись. ... Судья: Р.К. Багавова