РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 мая 2012 г. Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Д.Р. Шакирьяновой при секретаре С.А. Елисеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО20 Якуповой к Управлению жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о признании членами семьи гражданина-участника подпрограммы, о понуждении включить членов семьи в списки, формируемые для участия гражданина-участника в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», установлении норматива общей площади жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Н.Н. Якупова обратилась в суд с иском к Управлению жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (далее – УЖП ИКМО г. Казани) с требованиями в вышеизложенной формулировке. В обосновании требований указано, что Н.Н. Якупова являлась супругой (вдова) ... ... в ... г. участвовал при ликвидации последствии аварии в зоне Чернобыльской АЭС и получил дозу радиационного облучения. ... ... установлена бессрочно третья группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС. ... ... выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. В соответствии с постановлением Главы администрации г. Казани ... от ... ... в составе двух человек постановлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку инвалидов Чернобыльской АЭС. ... ... умер. Постановлением Главы администрации г. Казани ... от ... в связи со смертью заявителя ... очередь по списку инвалидов Чернобыльской АЭС переведена на супругу умершего Н.Н. Якупову. Н.Н. Якупова является ..., в связи с чем имеет право на дополнительную жилую площадь. Н.Н. Якупова имеет семью: .... С семьей Н.Н. Якупова проживает совместно по адресу: ..., семье оказывает поддержку. По требованию Н.Н. Якуповой о включении членов семьи в списки, формируемые для участия Н.Н. Якуповой в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», ответчик в удовлетворении требования о признании членами семьи сноху ... отказал, по мнению истца, - неправомерно. Полагая причины отказа незаконными, Н.Н. Якупова первоначально просила признать ... членами семьи Н.Н. Якуповой как гражданина-участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы; обязать УЖП ИКМО г. Казани включить членов семьи истца ... в списки, формируемые для участия истца в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы; обязать УЖП ИКМО г. Казани установить норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты в размере 93 квадратных метров. В судебном заседании истец, представители истца Ф.З. Гадиев, Р.М. Шагвалиев исковые требования уточнили, просили обязать УЖП ИКМО г. Казани установить норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты с учетом права на дополнительную жилую площадь истца в размере 105 квадратных метров, в остальной части заявленные требования оставили прежними. Представитель ответчика УЖП ИКМО г. Казани А.С. Хакимова иск не признала. Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ф.М. Мухамадиева с исковыми требованиями не согласилась. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы», о некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153): установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1); при реализации в 2011 году мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в отношении категорий граждан, указанных в подпунктах "д" - "з" пункта 5 Правил, утвержденных настоящим Постановлением, применяются сформированные в 2010 году сводные списки граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (подпункт «в» пункта 3). На основании подпункта «е» пункта 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска. В силу пункта 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. Пунктом 13 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрено, что социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из: норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16 - 16(2) настоящих Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Как определено пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется. По подпункту «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. На основании пункта 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением документов. Судом установлено, что Н.Н. Якупова являлась супругой (вдова) ... ... участвовал при ликвидации последствии аварии в зоне Чернобыльской АЭС и получил дозу радиационного облучения. ... ... установлена бессрочно третья группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС. ... ... выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом (л.д. 9, 11, 16). В соответствии с постановлением Главы администрации г. Казани ... от ... ... в составе двух человек постановлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку инвалидов Чернобыльской АЭС (л.д. 17). ... ... скончался (л.д. 13). Постановлением Главы администрации г. Казани ... от ... в связи со смертью заявителя ... очередь по списку инвалидов Чернобыльской АЭС переведена на супругу умершего Н.Н. Якупову (л.д. 17, 28). Н.Н. Якупова является ... (л.д. 6 (оборот)). В связи с указанным обстоятельствами на основании пункта 1, подпункта «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, подпункта «е» пункта 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, у Н.Н. Якуповой возникло право на государственную финансовую поддержку обеспечения жильем в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, путем предоставления ей за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья (выдачи сертификата). Указанное обстоятельство ответчиками, лицами, участвующими в деле, не оспаривается. При этом Н.Н. Якупова имеет семью: .... С семьей Н.Н. Якупова проживает совместно по адресу: г..., семье оказывает поддержку (л.д. 7, 8, 12, 14, 15, 18-19, 80). По требованию Н.Н. Якуповой о включении членов семьи в списки, формируемые для участия Н.Н. Якуповой в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», ответчик в удовлетворении требования о признании членами семьи ... отказал правомерно (л.д. 33), поскольку признание членами семьи иных родственников гражданина - участника подпрограммы, постоянно проживающих совместно с ним супруга (супруг), детей, родителей, производится лишь в судебном порядке. Суд полагает, что ... в соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов должны быть признаны в судебном порядке членами семьи Н.Н. Якуповой как участника вышеназванной подпрограммы. При этом ..., проживающий совместно с Н.Н. Якуповой, на основании подпункта «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов бесспорно считается членом семьи Н.Н. Якуповой, а потому признание его членом семьи путем принятия по данному вопросу судебного решения не требуется. До настоящего времени Н.Н. Якупова с заявлением о выдаче сертификата на 2013 год, как предусмотрено пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, не обратилась; социальная выплата путем выдачи сертификата Н.Н. Якуповой по предыдущим годам не произведена. С учетом того, что решение вопроса о нормативе общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, с учетом числа членов семьи и права на дополнительную площадь в силу пункта 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, определено датой выдачи сертификата, выдаваемого на основании соответствующего заявления участника подпрограммы, то данный вопрос в настоящем судебном заседании решен быть не может. Как следует из материалов дела и пояснений истицы и ее представителей, заявление на 2012 и 2013 годы Н.Н. Якупова не подавала. По этим же причинам не может быть решен вопрос о включении членов семьи истца в списки, формируемые для участия истца в подпрограмме. Разрешение заявленных вопросов является обязанностью уполномоченного органа исполнительной власти, возникающей после реализации права на участие в подпрограмме путем предъявления заявления, нарушение которой (обязанности уполномоченного органа) может послужить основанием для рассмотрения указанных вопросов и защиты нарушенного права в судебном порядке. При этом суд отмечает, что на дату судебного заседания Н.Н. Якупова согласно пункту 13, 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, имеет право на социальную выплату (выдачу сертификата) исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 90 кв. метров (18 кв. метров х 5). В отношении истца действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не содержит норм, которые бы предусматривали право истца на дополнительную жилую площадь, что в соответствии с пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не позволяет учитывать при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, норму дополнительной площади. Доказательств наличия у истца права на дополнительную жилую площадь суду не представлено. Таким образом, учитывая, что доказательств иного суду в соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, следует признать членами семьи гражданина-участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы ... Что касается требований о понуждении ответчика включить членов семьи в списки, формируемые для участия граждан-участников в подпрограмме, возложении обязанности установить размер нормативов общей площади жилого помещения, то в их удовлетворении следует отказать по причинам, изложенным в мотивировочной части решения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Наили Набиулловны Якуповой удовлетворить частично. Признать ... членами семьи ФИО20 Якуповой, ... года рождения, уроженки .... В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО20 Якуповой - о т к а з а т ь. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Д.Р. Шакирьянова