Дело № 2-2434/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 февраля 2012 года Вахитовский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Зыбуновой Е.В., при секретаре Барышевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гафарова Р.Г. к Государственному Совету Республики Татарстан, Заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Морозову О.В. о взыскании убытков и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Истец Гафаров Р.Г. обратился в суд с иском к ответчикам Государственному Совету Республики Татарстан, Заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Морозову О.В. о взыскании убытков и компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что истец является владельцем облигации №0013474 Государственного целевого беспроцентного займа СССР 1990г., выделенного Советом Министром и Госпланом Узбекской ССР Исполкомом Ферганского Горсовета депутатов трудящихся и Комитетом профсоюза Ферганской облконторы Госбанка СССР. Истец выкупил облигацию Сберегательного банка СССР №3591 в г.Фергане Узбекской ССР за 9500 рублей для приобретения автомобиля «Жигули» ВАЗ-2109. По п.4 Устава реализации, товар должен был быть выделен в 1993г. С распадом СССР его товарные долговые обязательства перед гражданами были признаны внутренним долгом Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.1994г. №344 истцу полагалась компенсация 22,6 млн. руб. в денежных измерениях 1995г. Из-за недостаточного финансирования Минфином РФ Сбербанки РФ и ОСБ «Татарстан» выкуп облигации оттягивали. А в 1996г. Минфин РФ отказал в выкупе вообще, ссылаясь на Соглашение государств СНГ от 13.03.1992г. «О механизме расчетов с гражданами по долгам бывшего СССР». Истец просит взыскать с ответчиков убытки в размере 180000 рублей из расчета потребительной стоимости ВАЗ 21-09-014 на рынке и компенсировать моральный вред в размере 100000 рублей. Истец в судебном заседании иск поддержал. Представитель ответчика – Государственного Совета Республики Татарстан, Фаттахов И.И. в судебном заседании иск не признал, изложив свою позицию в письменном отзыве. Ответчик – Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Морозов О.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии. Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 01.06.1995 N 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» признать государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые автомобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей государственным внутренним долгом Российской Федерации. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 01.06.1995 N 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» государственные долговые товарные обязательства, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, перед гражданами Российской Федерации, другими лицами, заключившими указанные обязательства на территории Российской Федерации, их законными наследниками подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 01.06.1995 N 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» установить, что погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, производится в 2001 - 2004 годах в соответствии с Государственной программой погашения в 2001 - 2004 годах государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам. Предусмотреть в указанной программе следующие очередность и условия погашения государственных долговых товарных обязательств по видам заимствований: для владельцев облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение легковых автомобилей - выплату денежной компенсации в размере 60 процентов стоимости указанного в облигации автомобиля, определяемой по согласованию с заводами-изготовителями на момент исполнения обязательств. Срок погашения - с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года. Судом установлено, что истец является владельцем облигации №0013474 Государственного целевого беспроцентного займа СССР 1990г. для приобретения автомобиля «Жигули» ВАЗ-2109, приобретенной в отделении Сберегательного банка №3591 г.Фергана, ул.Кирова, д.43. Из пояснений истца следует, что Государственный Совет Республики Татарстан бездействует и отказывается внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах», позволяющее гражданам Российской Федерации, приобретшим облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 года на территории республик бывшего СССР, получать компенсацию в Российской Федерации. Суд считает, что в удовлетворении иска должно быть отказано. В силу статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Из пояснений представителя ответчика следует, что в 2008г. в адрес Председателя Правительства Российской Федерации направлялось на заключение законодательная инициатива Государственного Совета Республики Татарстан по внесению в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах», однако Правительством Российской Федерации было дано отрицательное заключение. В этой связи и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 20 ноября 2003 года № 400-О, отметившего, что Федеральным законом «О государственных долговых товарных обязательствах» урегулированы отношения по погашению Российской Федерацией своей части внутреннего долга бывшего СССР, его статьей 2 установлены механизм и принцип исполнения государственных долговых товарных обязательств, отношения, связанные с погашением остальной части союзного государственного внутреннего долга перед гражданами Российской Федерации, приобретшими облигации на территории других государств - бывших республик СССР, находятся за рамками правового регулирования данного Федерального закона, законопроект решением Государственного Совета Республики Татарстан был снят с рассмотрения как имеющий низкую законодательную перспективу. Кроме того, в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации вносить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона в порядке законодательной инициативы является правом, а не обязанностью законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - Государственного Совета Республики Татарстан). 13 марта 1992 года в г. Москве 11 бывшие союзные республики в составе СССР (в том числе Российская Федерация и Республика Узбекистан) заключили (подписали) Соглашение «О принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР». Государства - участники Соглашения приняли обязательства по погашению государственного долга бывшего Союза ССР перед населением, в том числе по погашению долговых товарных обязательств, в суммах пропорционально остатку задолженности, числящейся на 1 января 1991 года на балансах учреждений Сберегательного банка СССР на территории каждой из сторон. Во исполнение Соглашения был принят Федеральный закон от 1 июня 1995 года «О государственных долговых товарных обязательствах», которым установлено, что государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления перед гражданами Российской Федерации, другими лицами, заключившими обязательства на территории Российской Федерации, подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку облигация была приобретена истцом на территории Узбекской ССР на основании Соглашения государством - должником перед истцом является Республика Узбекистан. Поскольку истец понес убытки не в результате действия (бездействия) Государственного Совета Республики Татарстан и Заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Морозова О.В., а в результате неисполнения Республикой Узбекистан обязательства по погашению государственного долга бывшего СССР перед населением в сумме задолженности, числящейся на балансе учреждений Сберегательного банка СССР, расположенных на ее территории, требования о взыскании убытков и компенсации морального удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.12,56,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : В удовлетворении иска Гафарова Р.Г. к Государственному Совету Республики Татарстан, Заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Морозову О.В. о взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Судья: Зыбунова Е.В.