о признании действий незаконными



Дело № 2-2281/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2012 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

при секретаре Барышевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению членов Общественной наблюдательной комиссии Республики Татарстан Алёткина Германа Николаевича и Рубашного Владимира Анатольевича об оспаривании действий (бездействия) Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

Члены Общественной наблюдательной комиссии Республики Татарстан Алёткин Г.Н. и Рубашный В.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Татарстан (далее по тексту – УФСИН России по РТ). В обоснование указано, что заявители являются членами Общественной наблюдательной комиссии по Республике Татарстан.

В течение 2011 года они посещали учреждения УФСИН России по РТ в целях осуществления общественного контроля.

В ходе посещений заявителями были установлены следующие факты, требующие официального разъяснения руководством УФСИН России по Республике Татарстан:

1) отсутствие письменного информированного согласия подозреваемых, обвиняемых и осужденных о проведении с ними психодиагностических обследований осуществляемых сотрудниками психологической службы УФСИН России по Республике Татарстан;

2) отсутствие у психологов УИС России норм профессиональной этики
пенитенциарного психолога, регулирующих юридические и профессиональные аспекты их
деятельности;

3) отсутствие законных оснований на проведение психодиагностических мероприятий
с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах уголовно-
исполнительной системы;

4) отсутствие законных оснований на проведение психодиагностических
обследований осужденных в ходе решения вопроса о предоставления им права на условно-
досрочное освобождение.

Заявителями по почте было направлено обращение в УФСИН России по РТ на имя начальника Хамадишина Д.З.

В указанном письме заявители обратились с просьбой предоставить следующую информацию:

1. Каким образом, и на основании, каких нормативных документов, реализуется
право подозреваемых, обвиняемых и осужденных на:

- получение психологической помощи;

- добровольность участия в проводимых психологических мероприятиях;

- конфиденциальность при использовании психологами полученной информации;

- альтернативную психологическую помощь.

2. Каким образом, и на основании, каких нормативных документов, психологи УФСИН России по РТ осуществляют психодиагностическое обследование подозреваемых и обвиняемых содержащихся в следственных изоляторах.

3. Предоставляется ли психологами учреждений УФСИН России по РТ, какая - либо психологическая информация (характеристики, заключения, справки и т.д.) в судебные органы, с целью решения вопроса о предоставлении осужденным условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

В ноябре 2011 года на имя председателя ОНК Республики Татарстан Вагизова Р.Т. из УФСИН России по Республике Татарстан поступило письмо от 07.11.2011г. исх. №17/ТО/2 8-6603, подписанное заместителем начальника управления Давлеевым Р.Г., в котором вместо мотивированного ответа на поставленные вопросы, была составлена фактическая отписка. В указанном письме не имеется ни одной ссылки, ни на один нормативный документ или приказ которые регламентируют деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы. Также не приведены нормативные документы, на основании которых психологами УФСИН России по Республике Татарстан осуществляется психодиагностические обследования подозреваемых и обвиняемых содержащихся в следственных изоляторах. Не был дан ответ и на вопрос о том, на основании какого нормативного документа осуществляется психодиагностическое обследование осужденных представляемых на административную комиссию учреждения и какой именно документ приобщается к материалам личного дела осужденного.

Заявители просят признать действие УФСИН России по РТ, выразившиеся в отказе предоставить информацию о том:

1. Каким образом, и на основании, каких нормативных документов, реализуется
право подозреваемых, обвиняемых и осужденных на:

- получение психологической помощи;

- добровольность участия в проводимых психологических мероприятиях;

- конфиденциальность при использовании психологами полученной информации;

- альтернативную психологическую помощь.

2. Каким образом, и на основании, каких нормативных документов, психологи УФСИН России по Республике Татарстан осуществляют психодиагностическое обследование подозреваемых и обвиняемых содержащихся в следственных изоляторах.

3. Предоставляется ли психологами учреждений УФСИН России по РТ, какая-либо психологическая информация (характеристики, заключения, справки и т.д.) в судебные органы, с целью решения вопроса о предоставлении осужденным условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;

незаконным и препятствующим осуществлению общественного контроля осуществляемого в соответствии с Федеральным законом РФ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

2. Обязать УФСИН России по РТ устранить допущенные нарушения нашего права на получение информации, и осуществление общественного контроля в соответствии с Федеральным законом РФ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», предоставив нам запрашиваемую информацию в полном объеме.

3. В соответствии со ст. 24 Федерального закона РФ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», привлечь лиц, виновных в воспрепятствовании осуществления общественного контроля, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственную пошлину в размере 200 рублей взыскать с УФСИН России по РТ.

Заявитель в судебном заседании заявление поддержали.

Представитель УФСИН России по РТ Вишневский В.С. в судебном заседании с заявлением не согласился.

Выслушав пояснения заявителей, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.6 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

В субъекте Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются:

1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;

2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений (далее также - решения) по результатам осуществления общественного контроля;

3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами.

Согласно п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» 1. Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются:

1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

В соответствии с п.п.5,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе:

5) в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии;

6) обращаться по вопросам обеспечения прав человека в местах принудительного содержания к должностным лицам администраций мест принудительного содержания, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, в ведении которых находятся места принудительного содержания, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.24 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» воспрепятствование осуществлению общественного контроля влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что решением Совета Общественной палаты Российской Федерации от 18.11.10г. №35-С заявители были утверждены в качестве членов Общественной наблюдательной комиссии по Республике Татарстан.

В течение 2011 года заявителя посещали учреждения УФСИН России по Республике Татарстан в целях осуществления общественного контроля.

Из пояснений заявителей следует, что в ходе посещений ими были установлены следующие факты, требующие официального разъяснения руководством УФСИН России по Республике Татарстан:

1) отсутствие письменного информированного согласия подозреваемых, обвиняемых и осужденных о проведении с ними психодиагностических обследований осуществляемых сотрудниками психологической службы УФСИН России по Республике Татарстан;

2) отсутствие у психологов УИС России норм профессиональной этики
пенитенциарного психолога, регулирующих юридические и профессиональные аспекты их
деятельности;

3) отсутствие законных оснований на проведение психодиагностических мероприятий
с подозреваемыми и обвиняемыми содержащимися в следственных изоляторах уголовно-
исполнительной системы;

4) отсутствие законных оснований на проведение психодиагностических
обследований осужденных в ходе решения вопроса о предоставления им права на условно-
досрочное освобождение.

Судом также установлено, что заявителями на имя начальника УФСИН России по РТ Хамадишина Д.З. было направлено обращение с просьбой о предоставлении следующей информации:

1. Каким образом, и на основании, каких нормативных документов, реализуется
право подозреваемых, обвиняемых и осужденных на:

- получение психологической помощи;

- добровольность участия в проводимых психологических мероприятиях;

- конфиденциальность при использовании психологами полученной информации;

- альтернативную психологическую помощь.

  1. Каким образом, и на основании, каких нормативных документов, психологи УФСИН России по РТ осуществляют психодиагностическое обследование подозреваемых и обвиняемых содержащихся в следственных изоляторах.
  2. Предоставляется ли психологами учреждений УФСИН России по РТ, какая - либо психологическая информация (характеристики, заключения, справки и т.д.) в судебные органы, с целью решения вопроса о предоставлении осужденным условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

На указанное обращение, на имя председателя ОНК Республики Татарстан Вагизова Р.Т. из УФСИН России по РТ поступило письмо от 07.11.2011г. исх. №17/ТО/28-6603, подписанное заместителем начальника управления Давлеевым Р.Г.

Суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.

Согласно ответу УФСИН России по РТ право подозреваемых, обвиняемых и осужденных на получение психологической помощи, альтернативной психологической
помощи, осуществление психодиагностического обследования спецконтингента, содержащегося в следственных изоляторах, а также конфиденциальность при использовании психологами полученной информации осуществляется нормативными документами, регламентирующими деятельность психологических служб в системе УИС (приказы Минюста, распоряжения и указания ФСИН России). В соответствии со ст. 12 п.6 УИК РФ участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

Психологами учреждений проводится анализ готовности осужденного к условно-досрочному освобождению (УДО), оценка готовности к УДО оформляется соответствующим документом и предоставляется на административную комиссию учреждения для принятия решения и приобщается к материалам личного дела осужденного.

Суд не усматривает со стороны УФСИН России по РТ действий или бездействия, нарушающего права заявителей, поскольку письмо УФСИН России по РТ содержит мотивированный ответ на все поставленные в обращении вопросы.

Кроме того, норма п5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» предписывает членам ОНК обращаться с запросами к администрации мест принудительного содержания, а не территориального органа УИС.

При таких обстоятельствах, заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления членов Общественной наблюдательной комиссии Республики Татарстан Алёткина Германа Николаевича и Рубашного Владимира Анатольевича об оспаривании действий (бездействия) Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.