об оябзании совершить юридически значимые действия



Дело №2-2429/2012г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2012 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре Е.В.Устиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Авиастроительного района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан о совершении юридических действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Авиастроительного района г.Казани в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан (далее по тексту – ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ) о совершении юридических действий. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Авиастроительного района г. Казани по поручению прокурора г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия федерального значения «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Батурина, д.7. Решение о принятии данного объекта культурного наследия на государственную охрану памятников истории и культуры принято постановлением Совета Министров Российской Федерации 07.09.1976 года № 495 "О дополнении постановления СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» и Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".В соответствии с приведенными нормативными актами «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Батурина, д.7, включен в категорию объектов исторического и культурного наследия федерального значения и Министерством культуры Республики Татарстан 02.10.1998 г. выдано охранное обязательство и составлен акт технического состояния по использованию этого памятника культурного наследия балансодержателю (пользователю) данным зданием ГСМО «Онкология». В ходе проверки установлено, что «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку», согласно технического заключения ГУП ТИГП - «Блок А» - постройки 18 века, является памятником архитектуры, выполнен в виде коробки, из 5-ти разноэтажных (от 1 до 3 этажей) объемов, с внутренним двориком и въездной аркой, габариты здания по наружному периметру 78,7x37,5 метров. В настоящее время занимается лечебным отделением Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан (далее по тексту - ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ) - правопреемник ГСМО «Онкология». Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 10.05.2011 № 1100-р «О закреплении государственного имущества за государственным автономным учреждением на праве оперативного управления» указанное здание лечебного корпуса по адресу г. Казань, ул. Батурина, д.7 передано на праве оперативного управления ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ. На основании этого распоряжения ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ оформило 13 июля 2011 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ свидетельство о государственной регистрации серии 16-АК № 179338 о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 12.07.2011 сделана запись регистрации № 16-16-01/259/2011-283. При этом в данном свидетельстве не зарегистрированы существующие ограничения (обременения) права на данное здание и не указано, что оно относится к объекту культурного наследия. ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ не получено охранное обязательство на данный объект культурного наследия, в результате чего не зарегистрировано обременение права оперативного управления в отношении объекта культурного наследия «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку». Также при входе в здание не установлены информационные надписи и обозначения об объекте культурного наследия регионального значения. Истец просит обязать ответчика заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани; зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничения (обременения) права на праве оперативного управления в отношении объекта культурного наследия «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани; установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия - «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани.

Представитель истца Козлова А.Л. в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика Файзуллин Д.В. в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица – Министерства культуры Республики Татарстан, Афлятунов А.М. в судебном заседании с иском согласился.

Судом в качестве третьего лица было привлечено Министерство земельных и имущественных отношений РТ.

Третье лицо - Министерство земельных и имущественных отношений РТ в суд своего представителя не направило.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Объекты культурного наследия, согласно ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.1ст.14 Закона Республики Татарстан от 01.04.2005 г. № 60-ЗРТ «Об объектах культурного наследия в Республики Татарстан», подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.4 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника (пользователя) объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст.24.2 Закона РТ от 1 апреля 2005 г. N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" охранные обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия оформляются: государственным органом охраны памятников Республики Татарстан - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 28 декабря 1995 г. N 947 "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан" Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью, культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы; рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения.

Согласно приказу Министерства культуры РТ от 21 мая 2010 г. N 323 "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан" охранное обязательство - это соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии настоящим регламентом.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

Согласно ст. 14 того же закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В силу ст. 27 ФЗ №73-Ф3 от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

В соответствии с постановлением КМ РТ от 14.06.2007 №234 «Об утверждении Порядка установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения в РТ» и постановлением Руководителя ИК МО г.Казани от 03.09.2008 №5089 «Об утверждении порядка установки информационных надписей на объектах культурного наследия на территории г.Казани» информационные надписи на объектах культурного наследия изготавливаются и устанавливаются собственником (пользователем) объекта культурного наследия. Информационные надписи и обозначения устанавливаются по инициативе собственника объекта культурного значения по согласованию с Министерством культуры РТ.

Судом установлено, Прокуратурой Авиастроительного района г. Казани по поручению прокурора г. Казани проведена проверка исполнения Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания объекта культурного наследия федерального значения «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Батурина, д.7. Решение о принятии данного объекта культурного наследия на государственную охрану памятников истории и культуры принято постановлением Совета Министров Российской Федерации 07.09.1976 года № 495 "О дополнении постановления СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР» и Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения". В соответствии с приведенными нормативными актами «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку», расположенного по адресу: г. Казань, ул. Батурина, д.7, включен в категорию объектов исторического и культурного наследия федерального значения и Министерством культуры Республики Татарстан 02.10.1998г. выдано охранное обязательство и составлен акт технического состояния по использованию этого памятника культурного наследия балансодержателю (пользователю) данным зданием ГСМО «Онкология». В ходе проверки установлено, что «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку», согласно технического заключения ГУП ТИГП - «Блок А» - постройки 18 века, является памятником архитектуры, выполнен в виде коробки, из 5-ти разноэтажных (от 1 до 3 этажей) объемов, с внутренним двориком и въездной аркой, габариты здания по наружному периметру 78,7x37,5 метров. В настоящее время занимается лечебным отделением Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан (далее по тексту - ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ) - правопреемник ГСМО «Онкология». Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 10.05.2011 № 1100-р «О закреплении государственного имущества за государственным автономным учреждением на праве оперативного управления» указанное здание лечебного корпуса по адресу г. Казань, ул. Батурина, д.7 передано на праве оперативного управления ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ. На основании этого распоряжения ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ оформило 13 июля 2011 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ свидетельство о государственной регистрации серии 16-АК № 179338 о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 12.07.2011г. сделана запись регистрации № 16-16-01/259/2011-283.

Суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Из пояснений представителя истца следует, что в свидетельстве о государственной регистрации права не зарегистрированы существующие ограничения (обременения) права на данное здание и не указано, что оно относится к объекту культурного наследия. ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ не получено охранное обязательство на данный объект культурного наследия, в результате чего не зарегистрировано обременение права оперативного управления в отношении объекта культурного наследия «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку». Также при входе в здание не установлены информационные надписи и обозначения об объекте культурного наследия регионального значения.

Поскольку ответчиком не заключено с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство, тем самым не соблюдается режим использования объекта культурного наследия, не выполняются обеспечивающие его сохранность требования, что создает угрозу его утраты, суд считает необходимым обязать ГАУЗ «РКОД» МЗ РТ в срок до 01.06.2013г. заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани; в срок до 01.07.2013г. зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничения (обременения) права на праве оперативного управления в отношении объекта культурного наследия «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани; в срок до 01.04.2012г. установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия - «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани.

Руководствуясь ст.ст.196-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан в срок до 01.06.2013г. заключить с Главным управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани.

Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан в срок до 01.07.2013г. зарегистрировать в Едином государственном реестре ограничения (обременения) права на праве оперативного управления в отношении объекта культурного наследия «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани.

Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Республики Татарстан в срок до 01.04.2012г. установить информационные надписи и обозначения на объекте культурного наследия - «Здание пересыльной тюрьмы, где содержались декабристы по пути следования в сибирскую ссылку» по ул. Батурина, д.7, г.Казани.

Ответчик вправе подать в Вахитовский районный суд г.Казани заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Е.В.Зыбунова