Дело № 2-926/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 февраля 2012 г. Вахитовский районный суд г.Казани в составе: председательствующего судьи Зыбуновой Е.В., при секретаре Барышевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Казани в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЭнергоИнвестКапитал» о признании недействительным разрешения на строительство, признании незаконными действий по строительству, прекращении строительства, УСТАНОВИЛ: Истец Прокурор г. Казани обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани), Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «УГР ИК МО г.Казани»), обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЭнергоИнвестКапитал» (далее по тексту – ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал») о признании недействительным разрешения на строительство, признании незаконными действий по строительству, прекращении строительства. В обоснование иска указано, что Прокуратурой г. Казани в ходе проверки, установлено, что в историческом центре г.Казани осуществляется строительство многоэтажного жилого дома - объекта капитального строительства по ... с нарушениями требований градостроительного законодательства и Градостроительного устава г. Казани. ИК МО г. Казани ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФН выдано разрешение на строительство 3,4,6,7,9 этажного жилого дома по адресу: ... от 25.02.2011 № RU16301000-23-ж, сроком действия до 30.06.2012. Указанное разрешение на строительство в настоящее время является не действительным по следующим основаниям. Строительство объекта 3, 4, 6, 7, 9 этажного жилого дома по ул. ... началось в июне 2010 года по проектной документации прошедшей государственную экспертизу (положительное заключение № 16-1-4-4954-08 от 31.10.2008), на основании которого было получено разрешение на строительство № RU 16301000-3-ж от 15.01.2009, застройщиком являлось ОАО «Гипермаркет «Кольцо». В связи со сменой собственника ОАО «Гипермаркет «Кольцо» было переоформлено разрешение на строительство № RU 16301000-23-ж от 25.02.2011 на ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФН. В процессе строительства были внесены изменения в проектную документацию, затрагивающие несущие конструкции и изменение облика фасада. По измененному проекту было повторно получено положительное заключение государственной экспертизы № 16-1-4-0101-11 от 11.03.2011. Строительно-монтажные работы по возведению несущих конструкций жилого дома выполнено по измененному проекту, но без полученного разрешения на строительство по новой государственной экспертизе. Истец просит признать недействительным разрешение на строительство № RU16301000-23-ж, сроком действия до 30.06.2012 3,4,6,7,9 этажного жилого дома по адресу: ... от 25.02.2011г., выданное ИК МО г.Казани ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФН; признать незаконными действия ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФН в связи со строительством объекта капитального строительства-3,4,6,7,9 этажного жилого дома по адресу: ...; обязать ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ Представитель истца Низамиев А.Ш. в судебном заседании иск поддержал. Представитель ответчика – ИК МО г.Казани и МКУ «УГР ИК МО г.Казани», Колик Н.Б. в судебном заседании иск не признал. Представители ответчика - ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал», Салаватова Э.М. и Ганиев И.Р. в судебном заседании иск не признали. Представитель третьего лица - Инспекции государственного строительного надзора Булатова Л.Т. в судебном заседании с иском согласилась. Представитель третьего лица – Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани» (далее по тексту – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани»), Ананьева А.А. в судебном заседании с иском не согласилась. Судом в качестве третьего лица было привлечено Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан МСАЖКХ (далее по тексту – МСА ЖКХ РТ). Представитель третьего лица – МСА ЖКХ РТ, Мухамадиева Ф.М. в судебном заседании с иском согласилась. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствие с ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах -обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; -осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; В соответствии с ч.ч. 1 и 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ 1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. 7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Частью 7 названной статьи предусмотрен перечень прилагаемых к такому заявлению документов, согласно которому к заявлению в обязательном порядке прилагается положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. В силу ч.ч. 1 и 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Согласно ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если в соответствии с настоящим кодексом при осуществлении строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта РФ извещение о начале таких работ, к которому прилагаются документы, в том числе проектная документация в полном объеме, а в случае выдачи разрешения на отдельный этап строительства, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства. В силу ч. 1 п. 1 и ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах. Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № ... площадью 3864 кв.м. по адресу г. Казань, ул. Муштари, 17, 19, 21, принадлежащем на праве собственности ОАО «Гипермаркет «Кольцо», осуществлялось строительство объекта: «Жилой дом по ...». Проектная документация объекта «Жилой дом по ...» получила положительное заключение государственной экспертизы №16-1-4-4954-08 от 31.10.2008г., проведенной Управлением Государственной вневедомственной экспертизы РТ. Строительство осуществлялось на основании разрешения на строительство № RU16301000-3- ж от 15.01.2009г. ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФ «СтройБизнесИнвест» по договору купли-продажи № 001/10 от 02.08.2010г. приобрело земельный участок с кадастровым номером № ..., на котором осуществлялось строительство объекта. Вся разрешительная документация на строительство объекта была передана ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФ «СтройБизнесИнвест». Разрешение на строительство, выданное ОАО «Гипермаркет «Кольцо» на строительство объекта: «Жилой дом по ...» было переоформлено на ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФ «СтройБизнесИнвест». ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» осуществлял строительство на основании разрешения на строительство № RU 16301000-23-ж от 25.02.2011г. со сроком действия 30.06.2012г. Также по договору купли-продажи № 001/10 от 02.08.2010г. ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» приобрело соседний земельный участок с кадастровым № ... площадью 1602 кв.м. по адресу г. Казань, ул. Муштари для осуществления строительства. В проектную документацию объекта: Жилой дом по ул. Муштари, 17,19,21 заявителем были внесены изменения в связи с увеличением площади строительства. Измененная проектная документация объекта: «Жилой комплекс по ... и ...» получила положительное заключение государственной экспертизы №16-1-4-0101-11 от 11.03.2011г., проведенной Управлением Государственной вневедомственной экспертизы РТ. Постановлением Кабинета Министров РТ от 15.02.2010 № 79 «Об отнесении к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения в виде достопримечательного места культурного слоя города Казани» утверждены границы территории Вахитовского района достопримечательного места регионального (республиканского) значения «Культурный слой исторического центра города Казани XI - XVIII веков». В соответствии с постановлением руководителя ИК МО г. Казани от 20.07.2006 № 1434 «О выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на территории г. Казани» полномочия по оформлению разрешений на строительство возложены на Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, а полномочия по подписанию разрешений на строительство предоставлены заместителю руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по строительству архитектуре. Из пояснений представителя истца следует, что Прокуратурой г. Казани в ходе проверки, установлено, что в историческом центре г.Казани осуществляется строительство многоэтажного жилого дома - объекта капитального строительства по ул. Муштари, 17,19,21 с нарушениями требований градостроительного законодательства и Градостроительного устава г. Казани. ИК МО г. Казани ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФН выдано разрешение на строительство 3,4,6,7,9 этажного жилого дома по адресу: ... от 25.02.2011 № RU16301000-23-ж, сроком действия до 30.06.2012г. Указанное разрешение на строительство в настоящее время является не действительным по следующим основаниям. Строительство объекта 3, 4, 6, 7, 9 этажного жилого дома по ул. ... началось в июне 2010 года по проектной документации прошедшей государственную экспертизу (положительное заключение № 16-1-4-4954-08 от 31.10.2008), на основании которого было получено разрешение на строительство № RU 16301000-3-ж от 15.01.2009г., застройщиком являлось ОАО «Гипермаркет «Кольцо». В связи со сменой собственника ОАО «Гипермаркет «Кольцо» было переоформлено разрешение на строительство № RU 16301000-23-ж от 25.02.2011 на ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» ДУ ЗПИФН. В процессе строительства были внесены изменения в проектную документацию, затрагивающие несущие конструкции и изменение облика фасада. По измененному проекту было повторно получено положительное заключение государственной экспертизы № 16-1-4-0101-11 от 11.03.2011. Строительно-монтажные работы по возведению несущих конструкций жилого дома выполнено по измененному проекту, но без полученного разрешения на строительство по новой государственной экспертизе. Таким образом, фактически выполняемые строительные работы не соответствуют параметрам, указанных в выданных разрешениях, в связи с чем застройщику требуется получение нового разрешения. Суд считает, что требования признать недействительным разрешение на строительство № RU16301000-23-ж, сроком действия до 30.06.2012г. 3,4,6,7,9 этажного жилого дома по адресу: ... от 25.02.2011г., выданное ИК МО г.Казани ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» удовлетворению не подлежат. Порядок выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в том числе перечень документов, представляемых в орган местного самоуправления для получения такого разрешения, установлены ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Из пояснений представителя МКУ «УГР ИК МО г.Казани» следует, что для получения разрешения на строительство № RU 16301000-23-ж был представлен полный комплект документов, предусмотренных ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Следовательно, разрешение на строительство соответствует требованиям ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Требования признать незаконными действия ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» в связи со строительством объекта капитального строительства-3,4,6,7,9 этажного жилого дома по адресу: ... удовлетворению не подлежат, поскольку требования признать недействительным разрешение на строительство № RU16301000-23-ж признаны не подлежащими удовлетворению. Требования обязать ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» прекратить строительство 3,4,6,7,9 этажного жилого дома по адресу: Судом также установлено, что после получения положительного заключения государственной экспертизы №16-1-4-0101-11 от 11.03.2011г. ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» обратилось в МКУ «УГР ИК МО г. Казани» 15 марта 2011г. исх. № 38. 20 марта 2011г. от Управления Градостроительных разрешений был получен ответ №02-02-66 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта со ссылкой на протокол совещания по нарушениям и отклонениям от согласованной проектной документации от 31 марта 2011г. Застройщику было предложено привести проектную документацию в соответствие с требованиями действующего законодательства в области градостроительства. 31 марта 2011г. исх. № 54 ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» обратилось в МКУ «УГР ИК МО г.Казани» за выдачей разрешения на строительство. 6 мая 2011г. исх. № 02-23/11 поступил ответ, о том, что «положениями Градостроительного кодекса РФ не установлен порядок переоформления разрешения на строительство и соответственно не установлены сроки для переоформления». 21 февраля 2012г. ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» вновь обратилось в МКУ «УГР ИК МО г. Казани» с заявлением № 35 о выдаче разрешения на строительство объекта «Жилой комплекс по ... и ...» (далее - «объект»). К заявлению № 35 от 20.02.2012г. были приложены документы в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ Письмом № 02-01-42 от 21.02.2012г. МКУ «УГР ИКМО г. Казани» отказало в выдаче разрешения на строительство объекта сославшись на необходимость предоставления решения Межведомственной рабочей группы по вопросам строительства в историческом центре г. Казани о возможности строительства объекта «Жилой комплекс по ... и ... Таким образом, ООО «УК «ЭнергоИнвестКапитал» предприняло все действия, предусмотренные ст.51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство. Требования обязать ИК МО г.Казани, МКУ «УГР ИК МО г. Казани» принять меры по пресечению фактов самовольного строительства указанного объекта без получения застройщиком, предусмотренных градостроительным законодательством и Правилами землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани, разрешительных документов удовлетворению не подлежат, поскольку государственный строительный надзор, осуществляемый при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ не является функций Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Прокурора г. Казани в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЭнергоИнвестКапитал» о признании недействительным разрешения на строительство, признании незаконными действий по строительству, прекращении строительства отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме. Судья: Е.В.Зыбунова
ЗПИФН прекратить строительство 3,4,6,7,9 этажного жилого дома по адресу:
...до получения разрешительной документации на строительство в
соответствии с требованиями градостроительного законодательства и Правилами землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани; обязать ИК МО г.Казани, МКУ «УГР ИК МО г. Казани» принять меры по пресечению фактов самовольного строительства указанного объекта без получения застройщиком, предусмотренных градостроительным законодательством и Правилами землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани, разрешительных документов.
...до получения разрешительной документации на строительство в
соответствии с требованиями градостроительного законодательства и Правилами землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани удовлетворению не подлежат.