об оспаривании действий должностного лица



Дело №2-3313/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2012 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.

при секретаре Барышевой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Аскерзаде Ф.Х, об оспаривании действий Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту – УФСБ России по РТ), указывая, что является гражданином Республики Азербайджан, при этом никаких требований существующего законодательства России он не нарушал. 13 февраля 2012 года ему был вручен документ, где от имени Начальника УФСБ РФ по РТ от 13 февраля 2012 года без исходящего номера, требуют от него покинуть территорию России в течение 3-х суток. Заявитель просит признать требования УФСБ России по РТ, изложенные в письме без номера от 13.02.2012 года в адрес Аскерзаде Фариз Хаялат оглы, необоснованными и незаконными; обязать УФСБ России по РТ в письменной форме отозвать свои требования в адрес Аскерзаде Фариз Хаялат оглы «покинуть пределы Российской Федерации», которые изложены в их письме от 13. 02. 2012 г. без номера за подписью Начальника Управления А. Антонова.

В судебном заседании заявитель и его представители Васильев Т.Р. заявление поддержали.

Представитель УФСБ России по РТ Баландин И.М. в судебном заседании с заявлением не согласился.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Судом установлено, что заявитель является гражданином Республики Азербайджан. 13 февраля 2012 года ему был вручен документ без номера от 13.02.2012г. за подписью начальника УФСБ России по РТ, где сообщается о вынесении решения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации и от него требуется покинуть пределы Российской Федерации в течение трех суток.

Суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п. «б» и «р» ст. 12 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности обязаны:

выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Для выполнения возложенных обязанностей, в пределах своих полномочий, Федеральная служба безопасности РФ вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ст. 13 Федерального закона Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Из пояснений представителя УФСБ России по РТ следует, что в ходе реализации своих полномочий УФСБ России по РТ установлены обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации Аскерзаде Ф.Х.

В соответствии с ч. 3,4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003г. №199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее по тексту - Положение) и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее по тексту - Перечень).

Положение определяет порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Положения, решение о нежелательности пребывания уполномочены принимать федеральные органы исполнительной власти, предусмотренные перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199. К числу таких отнесена и ФСБ России (п. 2 Перечня).

Из пояснений представителя УФСБ России по РТ следует, что в соответствии с п. 3 Положения УФСБ России по РТ в ФСБ России представлены материалы, подтверждающие, что пребывание Аскерзаде Ф.Х. создает реальную угрозу обороноспособности и безопасности государства, либо общественному порядку. На основании вышеуказанных материалов ФСБ России приняла решение о нежелательности пребывания Аскерзаде Ф.Х. на территории Российской Федерации, о чем незамедлительно проинформировала УФСБ России по РТ. Учитывая, что Аскерзаде Ф.Х. пребывал на территории Российской Федерации, а именно в Республике Татарстан, УФСБ России по РТ письменно довело решение ФСБ России о нежелательности его пребывания на территории России.

Суд считает, что УФСБ России по Республике Татарстан в своих действиях руководствовалось нормами Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федерального закона от 12.08.1995 N144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда Российскую Федерацию», Постановления правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» и ведомственными нормативными правовыми актами ФСБ России. Решение о нежелательности пребывания (проживания) Аскерзаде Ф.Х. в Российской Федерации принято должностными лицами органов безопасности в пределах своих полномочий и в порядке, определенном федеральным законодательством, а действия сотрудников УФСБ России по РТ, направленные на реализацию данного решения совершены в соответствии с законодательством РФ. Судом также учтено, что в силу вышеприведенных норм федерального законодательства, право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства как представляющую угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо защите здоровья населения, отнесено к полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности ФСБ РФ. Применение данных превентивных мер по защите национальной безопасности находится в пределах усмотрения органов ФСБ РФ. Вопросы, имеющие отношение к национальной безопасности отличаются спецификой, в частности, оценка факторов, угрожающих национальной безопасности, уполномоченными органами производится на основании информации, получаемой из источников, в том числе и тех, которые находятся вне сферы судебного контроля.

При таких обстоятельствах, заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.12,56,198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Аскерзаде Ф.Х, об оспаривании действий Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.