Дело №2-6273\2012. Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 20 июня 2012 г. Вахитовский районный суд г. Казани в составе: председательствующего - судьи С.А. Всеволодова, с участием секретаря – Л.М. ..., Р.М.... – от истца, представителей ответчика, рассмотрев в помещении суда в зале ... в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «...» о признании недействительным приказа от ... ... «О порядке сбора за услугу, оказываемую населению при оформлении проездных документов (билетов), УСТАНОВИЛ: Татарский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с приведенными требованиями, поддержанными в судебном заседании его представителем, к открытому акционерному обществу «...» (далее – Общество ... указывая в обоснование иска на то, что приказ генерального директора указанного общества от ... ... «О порядке сбора за услугу, оказываемую населению при оформлении проездных документов (билетов)», нарушает права неопределенного круга лиц и противоречит действующему законодательству. В судебном заседании представитель истца заявил, что уточняет заявленные требования и указывает, что оспариваемый приказ издан ответчиком под номером ..., а не 802, как то указано в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку пассажир на момент посадки в поезд уже должен иметь при себе билет, приобретенный в билетной кассе. В связи с тем, что значительная часть пассажиров не выполняет такую обязанность, ОАО «...» осуществляет контроль наличия билетов перед посадкой в поезд и в пути следования, а также продажу билетов непосредственно в вагоне в пути следования. Для чего компании необходимо содержать целый штат разъездных билетных кассиров, контролеров-ревизоров, поручать проводникам вагонов выполнение дополнительной работы по оформлению билетов, что увеличивает их собственные расходы, и поэтому возникла необходимость установления комиссионного сбора за оказываемую пассажирам услугу по продаже проездных билетов в пути следования поезда. При этом данная услуга является дополнительной, так как основная услуга по продаже билетов оказывается в билетной кассе, а не в вагоне. ОАО «... в целях реализации своего права на оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде, издало приказ от ... ... о взимании с безбилетного пассажира, помимо оплаты полной стоимости проезда в соответствии с тарифом, сбор в размере 30 рублей за оформление проездного документа непосредственно в поезде. Размер сбора был установлен приказом по оао «...» от ... .... Указанный сбор взимается в случае, когда пассажир осуществляет посадку в поезд без билета с остановочных пунктов, оборудованных билетными кассами. В случае, если посадка пассажира в поезд произведена с остановочного пункта, не оборудованного билетной кассой, сбор не взимается, поскольку иной возможности приобрести билет у данного пассажира не имеется. Кроме того, сумма сбора не включена в стоимость билета, а оформляется отдельным кассовым чеком. На основании изложенного, представитель ответчика просит отказать в иске. Согласно статье 784 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) - 1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. 2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Согласно части 1 статьи 786 ГК РФ - По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Согласно статье 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации - Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа - багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа - грузобагажными квитанциями. Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения. Согласно статье 156 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от ... ... - Другие дополнительные услуги, оказываемые при продаже проездных документов (билетов), - доставка билета на дом, по месту работы или отдыха, оформление проездного документа (билета) разъездным кассиром непосредственно в поезде и иные, оплачиваются по ставкам, устанавливаемым железной дорогой. Судом установлено, что приказом от ... за ... генерального директора оао ...», установлено, что при оказании услуг по продаже проездных документов (билетов) непосредственно в поезде пассажирам, осуществившим посадку без проездного документа (билета) с остановочных пунктов, оборудованных билетными кассами, необходимо взимать с безбилетного пассажира сбор за оформление проездного документа (билета) в сумме ... руб., который оформляется отдельным контрольным кассовым чеком с использованием контрольно-кассовой техники (л.д. 7). Согласно п. 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... ... - Пассажир при посадке в поезд дальнего следования обязан предъявить надлежащим образом оформленный проездной документ (билет), документ, удостоверяющий личность, на основании которого приобретен проездной документ (билет), а при наличии права бесплатного проезда или права оплаты стоимости проезда со скидкой - также и документ, подтверждающий указанное право. Довод прокурора о том, что у пассажиров отсутствует право воспользоваться либо отказаться от дополнительной услуги по оформлению билета непосредственно в поезде, и данный сбор является штрафом за безбилетный проезд, является необоснованным, в связи с тем, что пассажиром, согласно Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации является лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее. Таким образом, у лицо, совершающее посадку в поезд, должен иметь при себе проездной документ (билет). Штраф налагается в соответствии с действующим административным законодательством к каковому приказ ответчика не относится. Кроме того, оспариваемым приказом предусмотрено, что сбор должен взиматься лишь с остановочных пунктов, оборудованных билетными кассами, следовательно, гражданин, отказываясь приобретать проездной документ (билет) в кассах указанных пунктов, осознавая возможность привлечения его к административной ответственности за безбилетный проезд и, тем не менее, осуществляющий при этом посадку в поезд, выражает свое намерение приобрести билет непосредственно в поезде и при этом гражданин осознает, что за данную услугу он должен будет нести дополнительные расходы, поскольку из представленных суду фотоснимков соответствующие объявления вывешены перед билетными кассами. Судом не усматривается нарушение оспариваемым приказом прав лиц, осуществляющих посадку на станциях, не оборудованных билетными кассами, и тем самым лишенных возможности оформить билет до посадки в поезд. Из представленных в материалы дела фотографий (л.д.71-73) усматривается, что ответчиком выполняется предусмотренная статьей 85 Устава железнодорожного транспорта и законом «О защите прав потребителей» обязанность по информированию пассажира об оказываемых ему услугах и их стоимости. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями лиц, участвующих в деле, а также приведенными выше доказательствами, которые признаются судом достоверными, поскольку они соответствуют друг другу и не опровергнуты иными доказательствами. Статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации дано понятие «перевозочный документ» - это «документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция)». Сбор по оформлению проездных документов в вагоне поезда не включен правительством РФ в перечень услуг субъектов естественных монополий согласно постановлению Правительства РФ от ... N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок". Следовательно, ответчик имел право вводить оспариваемый прокурором сбор за услугу, оказываемую населению при оформлении проездных документов (билетов) и утверждать порядок получения такого сбора. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению и истцу следует отказать в иске. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске отказать. На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба а, прокурором принесено представление в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, что сделано ... и решение в окончательной форме можно получить в суде, начиная с ..., через Вахитовский районный суд ... в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Татарстан. Судья (подпись) С.А.Всеволодов ...