о принятии мер обеспечения безопасности дорожного движения



Дело № 2-7829/2012

... РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 24 июля 2012 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи А.Т. Хусаенова,

при секретаре А.К. Гатауллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аксубаевского района Республики Татарстан к Государственному казенному учреждению «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» об обязании принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аксубаевского района Республики Татарстан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (ГКУ «Главтатдортранс») в вышеизложенной формулировке. При этом в обосновании требований указал, что согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета министров РТ от 26 сентября 2011 года №797 автомобильная дорога «Чистополь-Аксубаево-Нурлат», проходящая по территории Аксубаевского района протяженностью 48,760 км (идентификационный номер 16 ОП РЗ 16К-0098, техническая категория III класс) отнесена к числу автомобильных дорог общего пользования регионального значения. ГКУ «Главтатдортранс» зарегистрировано в качестве юридического лица согласно свидетельства от 17.10.2005, выданного межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Республике Татарстан. Согласно п.п. 2.1,2.4 Устава ГКУ «Главтатдортранс» предметом деятельности Управления является осуществление государственных функций в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений, объектов транспорта, а также работ по строительству береговых опор и портовых сооружений путем исполнения функций государственного заказчика, заказчика-застройщика. В соответствии с предметом и целями деятельности, для достижения которых оно создано, управление осуществляет функции в том числе по управлению автомобильными дорогами общего пользования РТ и имуществом дорожного хозяйства, необходимым для обеспечения их надлежащего функционирования, находящимся в его оперативном управлении, организует работу по строительству, содержанию, ремонту, реконструкции и обустройству дорог общего пользования РТ. На основании Распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ № 1512-р от 16.07.2009 года автомобильная дорога «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» передана ГКУ «Главтатдортранс» в оперативное управление. Согласно выписки из ЕГРИП от 05.06.2012 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:03:000000:0715 для размещения автодороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» зарегистрировано ГКУ «Главтатдортранс» 28.12.2009 г. Прокуратурой Аксубаевского района совместно с инспектором ОГИБДД отдела МВД России по Аксубаевскому району проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автодороги регионального значения «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» км 58+ 900-км 63 + 400. Проверкой установлено, что участок автомобильной дороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» км 58 + 900 - км 63 + 400 проходит через населенный пункт п.г.т. Аксубаево. На указанном участке автодороги в черте населенного пункта п.г.т. Аксубаево осуществляется интенсивное движение автотранспорта и пешеходов. П.г.т. Аксубаево не имеет объездных автомобильных дорог общего пользования регионального значения, указанный участок дороги обеспечивает движение также транзитного автомобильного транспорта. В 2011 году в непосредственной близости от автодороги введены в эксплуатацию два новых многоквартирных жилых дома (12 и 24-квартирные) по ул. Шоссейная п.г.т. Аксубаево по линии государственного жилищного фонда РТ для участников и ветеранов Великой Отечественной войны. В августе 2012 году планируется ввод в эксплуатацию еще одного 12-квартирного жилого дома для участников и ветеранов Великой Отечественной войны. В настоящее время осуществляется строительство. Отсутствие тротуаров с обеих сторон автодороги создает реальную угрозу жизни и здоровья пешеходов. Таким образом, при наличии жилой и служебной застройки с обеих сторон автодороги и отсутствии иных путей пешеходного движения, в целях обеспечения безопасности дорожного движения на участке автодороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» 58 км 900 м - 63 км 400 м необходимо обустройство тротуаров. Непринятие ГКУ «Главтатдортранс» мер по оборудованию тротуаров нарушает права неопределенного круга жителей Аксубаевского муниципального района на благоприятные условия жизни, а также создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.

На основании изложенного прокурор просит суд обязать ГКУ «Главтатдортранс» принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» км 58 + 900 - км 63 + 400 путем обустройства тротуаров в черте населенного пункта п.г.т. Аксубаево.

В суде представитель прокурора иск поддержал.

Представитель ответчика ГКУ «Главтатдортранс» иск не признал.

Третье лицо ОГИБДД отдела МВД России по Аксубаевскому району РТ о времени и месте рассмотрения дела извещен, представитель в суд не явился. Имеются основания для рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Выслушав явившихся в суд участников процесса, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. №257-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об автомобильных дорогах») автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под- ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Тротуары, будучи элементом обустройства автомобильных дорог, дорожным сооружением, являются технологической частью автомобильной дороги.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются, в частности, разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки.

В соответствии с п. 13. Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительством РФ от 23 октября 1993 года №1090 «О правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Согласно пунктам 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, устанавливают тротуары или пешеходные дорожки. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Наличие на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения тротуаров, предназначенного для обеспечения безопасности дорожного движения, напрямую связано с достижением указанных целей, предусмотренных статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Судом установлено, что согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета министров РТ от 26 сентября 2011 года №797 автомобильная дорога «Чистополь-Аксубаево-Нурлат», проходящая по территории Аксубаевского района, протяженностью 48,760 км (идентификационный номер 16 ОП РЗ 16К-0098, техническая категория III класс) отнесена к числу автомобильных дорог общего пользования регионального значения. ГКУ «Главтатдортранс» зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно свидетельству от 17.10.2005, выданному межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Республике Татарстан.

Согласно п.п. 2.1,2.4 Устава ГКУ «Главтатдортранс», предметом деятельности Управления является осуществление государственных функций в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений, объектов транспорта, а также работ по строительству береговых опор и портовых сооружений путем исполнения функций государственного заказчика, заказчика-застройщика.

В соответствии с предметом и целями деятельности, для достижения которых оно создано, управление осуществляет функции, в том числе по управлению автомобильными дорогами общего пользования РТ и имуществом дорожного хозяйства, необходимым для обеспечения их надлежащего функционирования, находящимся в его оперативном управлении, организует работу по строительству, содержанию, ремонту, реконструкции и обустройству дорог общего пользования РТ.

На основании Распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ № 1512-р от 16.07.2009 года автомобильная дорога «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» передана ГКУ «Главтатдортранс» в оперативное управление. Согласно выписке из ЕГРИП от 05.06.2012, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:03:000000:0715 для размещения автодороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» зарегистрировано 28.12.2009 г. за ГКУ «Главтатдортранс».

Прокуратурой Аксубаевского района совместно с инспектором ОГИБДД отдела МВД России по Аксубаевскому району проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автодороги регионального значения «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» км 58+ 900-км 63 + 400.

Проверкой соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автодороги регионального значения «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» км 58+ 900-км 63 + 400, проведенной прокуратурой Аксубаевского района совместно с инспектором ОГИБДД отдела МВД России по Аксубаевскому району, установлено, что участок автомобильной дороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» км 58 + 900 - км 63 + 400 проходит через населенный пункт п.г.т. Аксубаево.

На указанном участке автодороги в черте населенного пункта п.г.т. Аксубаево осуществляется интенсивное движение автотранспорта и пешеходов.

П.г.т. Аксубаево не имеет объездных автомобильных дорог общего пользования регионального значения, указанный участок дороги обеспечивает движение также транзитного автомобильного транспорта.

В 2011 году в непосредственной близости от автодороги введены в эксплуатацию два новых многоквартирных жилых дома (12 и 24-квартирные) по ул. Шоссейная п.г.т. Аксубаево по линии государственного жилищного фонда РТ для участников и ветеранов Великой Отечественной войны.

В августе 2012 году планируется ввод в эксплуатацию еще одного 12-квартирного жилого дома для участников и ветеранов Великой Отечественной войны. В настоящее время осуществляется строительство.

Отсутствие тротуаров с обеих сторон автодороги создает реальную угрозу жизни и здоровья пешеходов.

При наличии жилой и служебной застройки с обеих сторон автодороги и отсутствии иных путей пешеходного движения, в целях обеспечения безопасности дорожного движения на участке автодороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» 58 км 900 м - 63 км 400 м требуется обустройство тротуаров.

Между тем ГКУ «Главтатдортранс» меры по оборудованию тротуаров не принимаются, что нарушает права неопределенного круга жителей Аксубаевского муниципального района на благоприятные условия жизни, а также создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора г. Казани и необходимости возложения на ответчика обязанности устранить выше отмеченные нарушения закона.

Доводы представителя ответчика о передаче отмеченной автомобильной дороги ГКУ «Главтатдортранс» без отвода земли, тротуаров безусловным основанием для отклонения настоящего иска служить не могут, поскольку свидетельствуют лишь о не принятии данным учреждением на протяжении длительного времени надлежащих мер в целях устранения недостатков и упущений, на которые указывает ответчик, в чем вины граждан, в интересах которых заявлен иск прокурором, не имеется.

Доводы представителя ответчика о нахождении земельного участка под автодорогой в собственности Республики Татарстан принятия иного судебного решения по спору также не влечет, поскольку данная автомобильная дорога в оперативное управление ГКУ «Главтатдортранс» принята, на протяжении длительного времени эксплуатируется, ответчик в качестве казенного учреждения осуществляет владение и пользование указанными дорогами в пределах, предусмотренных ст. 296 ГК РФ. В соответствии с Уставом ГКУ «Главтатдортранс» предметом деятельности Управления является осуществление государственных функций в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений, объектов транспорта (п.п. 2.1,2.4 Устава). В соответствии с предметом и целями деятельности, для достижения которых оно создано, управление, наряду с иными, осуществляет функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования РТ и имуществом дорожного хозяйства, необходимым для обеспечения их надлежащего функционирования, находящимся в его оперативном управлении, организует работу по строительству, содержанию, ремонту, реконструкции и обустройству дорог общего пользования РТ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Аксубаевского района РТ удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «Чистополь-Аксубаево-Нурлат» км 58 + 900 - км 63 + 400 путем обустройства тротуаров в черте населенного пункта п.г.т. Аксубаево Республики Татарстан.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

...

...

Судья А.Т. Хусаенов