№12-60/2011 г.



Дело № 12-60/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань 02 марта 2011 года

Судья Вахитовского районного суда г. Казани Шакирьянова Д.Р., рассмотрев жалобу Гилязеева Э.В. на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан №... от 25.11.2010 г. по делу об административном правонарушении в отношении Гилязеева Э.В. по ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением № от 25.11.2010 старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан Гилязеев Э.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе Гилязеев Э.В. просит отменить данное постановление, указав, что с указанным постановлением не согласен по следующим основаниям: в нарушение ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков составления, дело об административном правонарушении также рассмотрено с нарушением сроков. При таких обстоятельствах, заявитель указывает, что постановление незаконно и необоснованно.

Кроме этого заявитель считает, что отсутствует само правонарушение, так как ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-1 не осуществляет сброс загрязняющих веществ в озеро Средний Кабан, качество воды сбрасываемой в озеро после технологического использования для охлаждения оборудования, даже чище, чем при заборе воды, что подтверждает протоколами химического анализа воды.

Гилязеев Э.В. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, его интересы представлял Мифтахов А.Р. (копия доверенности на л.д. 5), который жалобу поддержал в полном объёме, просил постановление отменить.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление) Борисова В.В., Пантелеева В.Г. считает постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан обоснованным, в удовлетворении жалобы просил отказать. При этом указывает на отсутствие у ОАО «Генерирующая компания» Казанская ТЭЦ-1 разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Заслушав защитника Гилязеева Э.В. – Мифтахова А.Р., представителей Управления – Пантелееву В.Г., Борисову В.В., исследовав материалы административного дела, судья считает жалобу необоснованной и подлежащей отклонению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

В постановлении старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан №969 от 25.11.2010 в отношении Гилязеева Э.В. указано, что главным инженером филиала ОАО «Генерирующая компания» - «Казанская ТЭЦ-1» допущены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользованием – требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а именно «Казанская ТЭЦ-1» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в озеро Средний Кабан после использования для охлаждения технологического оборудования в отсутствии разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект и утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект. Таким образом, имеет место нарушение ч.3 ст.35, ч.6 ст.56, п.3 ч.6 ст.60 Водного Кодекса Российской Федерации, а также ч.2 ст.39 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», за что Гилязеев Э.В. был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей в соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (л.д. 42).

В соответствии с ч.3, 4 ст.35Водного Кодекса Российской Федерации утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007г. №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ч.6.ст.56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Честью 6 ст.60 Водного Кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;

2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;

3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В соответствии со ст.39 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Судья считает, что вина Гилязеева Э.В. как должностного лица в совершённом административном правонарушении подтверждается следующими документами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, а именно: актом проверки Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу ОАО «Генерирующая компания» № 303-П от 26.10.2010г.; уведомлением о переносе срока рассмотрения дела об административном правонарушении на 25 ноября 2010 г. от 18.11.2010г.; протоколом № 402 об административном правонарушении от 29.10.2010г. (л.д. 37-38); постановлением № 969 по делу об административном правонарушении от 25.11.2010г. (л.д. 42-43).

Тем самым при вынесении постановления старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан от 25.11.2010 года о привлечении Гилязеева Э.В. были исследованы фактические обстоятельства и доказательства по данному делу, а также протоколы результатов количественного химического анализа проб воды, составленные как Управлением, так и по инициативе ОАО «Генерирующая компания».

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Доводы защитника Гилязеева Э.В. о том, что в результате повторных химических анализов проб воды нарушения водоохранного законодательства не выявлены, имело место техническая ошибка специалистов «Казанского государственного энергетического университета» (л.д.41), судом проверены, они не могут быть положены в основу решения об удовлетворении заявленных требований. Поскольку в вину вменяется не превышение предельно допустимых нормативов сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, а отсутствие разрешения на такой сброс.

Как пояснили представителей сторон в судебном заседании такого разрешения у ОАО «Генерирующая компания» нет. Ранее выданное разрешение №С.07.95.09.86 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) давало право на сброс в период с 02.03.2009 до 02.03.2010 г. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) на 2010 - 2011 годы ОАО «Генерирующая компания» не получено.

Таким образом, сам факт нарушения требований законодательства об охране окружающей среды Гилязеевым Э.В. как должностным лицом подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Доводы Гилязеева Э.В., изложенные в жалобе и поддержанные в суде защитником Мифтаховым Р.Р., суд признает несостоятельными, поскольку они противоречат приведенным выше суждениям и опровергаются материалами дела, тем самым не влияют на правильность рассмотрения материалов административного дела Управлением и не являются основанием для отмены оспариваемого постановления.

Так, письмо Приволжского управления Ростехнадзора №2583/10 от 05.02.2010 г. о том, что разрешение на сброс загрязняющих веществ не требуется (л.д.17) имеет отношение к выпуску №2. Выпуск №2 – ПЛК – производственные сточные воды от охлаждения вспомогательного оборудования, ливневых и талых вод с территории ТЭЦ-1 и продувочные воды котлов (л.д.10). Как пояснили представители Управления в судебном заседании, по данному выпуску разрешение ОАО «Генерирующая компания» действительно не требуется, поскольку в 2009 году предприятием в эксплуатацию введена реконструированная система промливневой канализации с очистными сооружениями.

Суд также не усматривает нарушение норм КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении №402 от 25.10.2010г. в отношении Гилязеева Э.В., поскольку он был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Впоследствии заявлено было ходатайство о переносе срока рассмотрения в связи со служебной командировкой заявителя, при этом приложены были соответствующие документы. Управлением срок рассмотрения дела об административном правонарушении был перенесен, о чем Гилязеев Э.В. был также уведомлен. Доводы о том, что в результате позднего рассмотрения дела были существенно нарушены права и свободы заявителя, суд считает необоснованными, заявленными с целью избежания ответственности.

Административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей определено Гилязееву Э.В. в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья считает постановление от 25.10.2010 года законным и не подлежащим отмене; жалоба Гилязеева Э.В. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан № 969 от 25 ноября 2010 г. по делу об административном правонарушении в отношении Гилязеева Э.В. о наложении взыскания в виде штрафа в размере 3 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гилязеева Э.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд г. Казани в Верховный суд Республики Татарстан.

Судья Шакирьянова Д.Р.