Ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ



Дело № 5 - 124 / 2010 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 и ю л я 2010 года город Казань

Судья Вахитовского районного суда города Казани Фахрутдинова Раида Альбертовна, рассмотрев в зале судебных заседаний № 101 Вахитовского районного суда г. Казани, расположенном в доме 33 по улице Лесгафта г. Казани, дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного учреждения «Казанское городское государственное ветеринарное объединение», расположенного по адресу: ...

у с т а н о в и л :

Как следует из протокола об административном правонарушении от 30 апреля 2010 года л.д. 6-9), главным специалистом-экспертом отдела государственной регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) ... была осуществлена плановая выездная проверка деятельности ГУ «Казанское городское ветеринарное объединение», в ходе которой обнаружено: в 09.00 – 11.00 час. 30.04.2010 года в лабораториях ветсанэкспертизы № № 1... «Казанское городское государственное ветеринарное объединение», расположенным по адресам: ..., ..., ... осуществляется деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний III группы патогенности (Trichinella spp.), не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии); деятельность с использованием возбудителя инфекционных заболеваний III группы патогенности в лабораториях осуществляется без санитарно-эпидемиологического заключения с нарушением требований санитарных правил: объёмно-планировочные решения и размещение оборудования не обеспечивают поточность движения ПБА 3-4 групп патогенности и сотрудников; в лаборатории Номер скрыт вход в санитарно-бытовые помещения, бытовое помещение для сотрудников предусмотрен через помещение для проведения исследований мясной продукции, вход в изолятор предусмотрен через улицу; в лабораторию Номер скрыт вход в санитарно-бытовые помещения, кабинет заведующего предусмотрен через помещение для проведения исследований мясной продукции, помещение для исследований растительного сырья, молочных продуктов, меда; в лаборатории Номер скрыт снятие верхней одежды и одевание спец. одежды осуществляется в помещении для исследований растительного сырья, молочных продуктов; помещение для исследований мяса, мясной продукции, яиц является проходным, прием пищи осуществляется в помещении для исследований растительного сырья, молочных продуктов; в лаборатории вентсанэкспертизы Номер скрыт, Номер скрыт отсутствует отдельный вход для сотрудников, в лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы Номер скрыт оборудовано два входа: первый – в смотровой зал для осмотра мяса, мясной продукции; второй – с улицы (дверь заблокирована, по назначению не используется), фактически для входа сотрудников и доставки продукции используется один вход; в наборе помещений лаборатории вентсанэкспертизы Номер скрытНомер скрыт, Номер скрыт отсутствуют гардероб для сотрудников, помещение для хранения и одевания рабочей одежды, моечная, помещения лаборатории не разделены на «заразную» зону; в лаборатории венсанэкспертизы Номер скрыт изолятор размещен в отдельно стоящем сооружении, в котором также размещается складское помещение рынка, вплотную к сооружению размещено здание продуктового магазина, изолятор размещен без функциональной взаимосвязи с другими помещениями лаборатории; в наборе помещений лаборатории ветсанэкспертизы Номер скрыт отсутствуют отдельный санитарный узел, гардероб для сотрудников, бытовое помещение, помещение для хранения и одевания рабочей одежды, моечная, отдельное помещение для исследования мяса, мясной продукции, моечной; изолятор лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы Номер скрыт размещен в отдельно стоящем сооружении (бывший торговый павильон по реализации мяса) торгового ряда по реализации продуктов питания; изолятор размещен без функциональной взаимосвязи с другими помещениями лаборатории; в наборе помещений лаборатории ветсанэкспертизы Номер скрыт отсутствуют отдельный санитарный узел, гардероб для сотрудников, бытовое помещение, помещение для хранения и одевания рабочей одежды, моечная; на границе «чистой» и «заразной» зоны в лабораториях Номер скрытНомер скрыт отсутствуют санитарные пропускники; в смотровом зале для осмотра мяса, мясной продукции лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы Номер скрыт оборудован ввод холодной воды, в помещении для исследований продукции размещен бойлер рынка, места ввода инженерных коммуникаций не герметичны; на окнах 1 этажа лабораторий Номер скрытНомер скрыт помещения для проведения исследований мясной продукции лаборатории Номер скрыт отсутствуют решетки; санитарно-техническое состояние помещения, используемого для хозяйственных нужд и проварки конфиската, лаборатории Номер скрыт неудовлетворительное: в полу, где проходят трубы внутренних систем коммуникаций, сквозная дыра, грызунонепроницаемость не обеспечена, на полу плитка местами отсутствует, на стенах краска местами отслаивается, обои порваны; санитарно-техническое состояние помещений лаборатории ветсанэкспертизы Номер скрыт неудовлетворительное: на потолках, стенах штукатурка местами отсыпается, имеются потеки; в изоляторе потолок деревянный, имеются щели, стены побелены (указанный вид отделки не является устойчивым к многократному воздействию моющих и дезинфицирующих средств); в помещениях «заразной» зоны лабораторий Номер скрытНомер скрыт, Номер скрыт верхняя часть стен и потолки побелены (указанный вид отделки не является устойчивым к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств); в помещениях «заразной» зоны лабораторий Номер скрытНомер скрыт поверхность потолка не устойчивая к действию моющих и дезинфицирующих средств, навесной потолок типа «Армстронг», имеются подтеки, трещины, кафельная плитка местами отпала, линолеум изношен в помещениях «заразной» зоны лаборатории Номер скрыт, потолки оббиты деревянной рейкой, имеются щели; полы в помещениях «заразных» зон лабораторий венсанэкспертизы Номер скрытНомер скрыт не имеют гидроизоляцию; помещения «заразных» зон лабораторий венсанэкспертизы Номер скрытНомер скрыт не оборудованы автономными системами приточно-вытяжной механической вентиляции, данные об установке фильтров тонкой очистки отсутствуют; помещения лабораторий Номер скрыт не оборудованы пожарной сигнализацией, в лаборатории Номер скрыт пожарная сигнализация не работает; в лабораториях венсанэкспертизы Номер скрытНомер скрыт защита рабочих столов от попадания прямого солнечного света обеспечена за счёт установки на окнах тканевых занавесей, которые не являются устойчивыми к воздействию дезинфицирующих средств; в помещениях «заразных» зон в лабораториях Номер скрытНомер скрыт герметичность окон и дверей ее обеспечена, на дверях отсутствуют запирающиеся устройства; в помещении лаборатории Номер скрыт в межотопительный сезон отсутствует подача горячей проточной воды; уборочный инвентарь отдельный для «чистой» м «заразной» зон отсутствует, не промаркирован; в лаборатории венсанэкспертизы Номер скрыт мебель имеет покрытие неустойчивое к действию моющих и дезинфицирующих веществ, в лаборатории венсанэкспертизы Номер скрыт в помещении для исследованной продукции установлен диван с мягкой обивкой; комиссия по контролю за соблюдением требований биологической безопасности в ГУ «Казанское городское государственное ветеринарное объединение» не создана, с сотрудниками лабораторий венсанэкспертизы Номер скрытНомер скрыт инструктаж по соблюдению требований биологической безопасности не проводится; не представлен приказ руководителя учреждения на допуск инженерно-технического персонала по обслуживанию оборудования в лабораториях венсанэкспертизы Номер скрытНомер скрыт, вводный и периодический инструктажи по биологической безопасности не проводится, не представлен журнал регистрации посещений инженерно-технического персонала; на входных дверях лабораторий венсанэкспертизы Номер скрытНомер скрыт отсутствует международный знак «Биологическая безопасность; производственный контроль не осуществляется; сотрудники лабораторий периодически медицинские осмотры не проходят, что является нарушением ч. 1, ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. ст. 26, 40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. Номер скрыт «Безопасность работы с микроорганизмами III-IY групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитных болезней» п. п. 1.5., 2.1. СП 1.1.1058-01 «Орзганизация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятия»; приказа № 90 от 14.03.1996 г. Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к профессии», приложения № 1 приказа № 83 от 16.08.2004 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Данные обстоятельства подтверждаются следующими документами: распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 31.03.2010 года Номер скрытп/в л.д. 10-12); актом проверки, органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя Номер скрыт от 30.04.2010 г. л.д. 13-17), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года л.д. 19); свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации л.д. 20); Положением Государственного учреждения «Казанское городское государственное ветеринарное объединение» л.д. 21-26); приказом Главного управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан о 15.06.2007 года № 103-к л.д. 27).

В суде представители ГУ «Казанское городское государственное ветеринарное объединение» ... (копия доверенности нал.д. 60), .... (копия доверенности нал.д. 61) просили производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о чём в материалах дела имеется извещение суда от Дата скрыта года л.д. 56); в суд Дата скрыта года поступило ходатайство ведущего специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по РТ ФИО6 (копия доверенности нал.д. 59) об отложении рассмотрения дела л.д. 58).

Определением судьи от 27 июля 2010 года в удовлетворении ходатайства Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) об отложении рассмотрения дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного учреждения «Казанское городское государственное ветеринарное объединение» отказано.

В соответствии со ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу п. 55 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность, вязанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденных Правительством Российской Федерации от 22.01.2007 года № 31, лицензированию подлежит деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

Однако, предусмотренное данным постановлением определение лицензируемого вида деятельности не включает деятельность по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы до выявления возбудителей инфекционных заболеваний, а также до возникновения подозрения на наличие возбудителей инфекционных заболеваний.

Таким образом, лицензированию не подлежит деятельность лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, а также деятельность, связанная с проведением ветеринарно-санитарной экспертизы при послеубойном осмотре.

В соответствии с п. 9 Положения о проведении экспертизы некачественного и опасного продовольственного сырья, их использования и уничтожения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 года № ..., лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности продукции проводятся в процессе экспертизы при необходимости.

В суде представители ГУ «Казанское городское государственное ветеринарное объединение» пояснили, что в целях выполнения данного требования между ГУ «Казанское городское государственное ветеринарное объединение» (заказчик) и ГУ «Республиканская ветеринарная лаборатория РТ» (исполнитель), имеющим лицензию л.д. 67, 68), действует договор на оказание лабораторных услуг от 26 апреля 2010 года л.д. 69-70), в соответствии с п. п. 1.1., 1.2. которого, заказчик обязуется предоставлять пробы мяса сельскохозяйственных животных, птиц и зверей при подозрении на трихинеллез, сибирскую язву и другие особо опасные инфекционные заболевания общие для человека и животных; исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать ветеринарные услуги по организации ветеринарного обслуживания, указанные в п. 1.1., а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, вышеуказанную деятельность осуществляет государственное учреждение, имеющее специальную лицензию и осуществляющее данную деятельность в соответствии с данной лицензией.

Согласно пункту 3.1.5. Приказа Номер скрытк от Дата скрыта года Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Положения» л.д. 71-78), проведение отбора проб с оформлением акта установленной формы при наличии показаний (получение положительных результатов ветеринарно-санитарной экспертизы и исследований лабораторией, отсутствие сопроводительной документации, проведение плановых и мониторинговых исследований продуктов питания по показателям качества и безопасности и пр.) для проведения лабораторных исследований (микробиологических, биохимических, гистологических, токсикологических, радиологических и других исследований) мяса, мясопродуктов, рыбы, рыбопродуктов, молока, молочных продуктов, яиц, меда и других пищевых продуктов непромышленного и промышленного изготовления осуществляется в Республиканской ветеринарной лаборатории или в аттестационной районной ветеринарной лаборатории по месту расположения рынка.

В соответствии с письмом Министра сельского хозяйства РФ № Номер скрыт от 11.08.2008 г. « О лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний», в случаях возникновения сомнений в ветеринарно-санитарном благополучии представленной продукции в процессе проведения ветеринарно-санитарной экспертизы пробы продукции должны направляться в ветеринарную лабораторию, имеющую лицензию, предусмотренную вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 31, для проведения бактериологических, биохимических и других исследований л.д. 79-80).

Аналогичная правовая позиция содержится в письме директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ от 15.12.2009 г. Номер скрыт л.д. 81-82), письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.07.2008 г. Номер скрытпр л.д. 83-84), в котором разъяснено, что в связи с тем, что деятельность по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения до выявления возбудителей инфекционных заболеваний, а также до возникновения подозрения на наличие возбудителей инфекционных заболеваний не является собственно видом деятельности, связанным с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, то данный вид деятельности лицензированию не подлежит.

Поскольку Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет контроль и координацию работы Роспотребнадзора, то данное указание Минздравсоцразвития РФ является обязательным для соблюдения органами Роспотребнадзора, в том числе и должностными лицами Роспотребнадзора по РТ.

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные требования законодательства, п. 2.5 приказа Номер скрытк от 11.12.2003 г. Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Положения», п. 4.2. Типового Положения о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, обязанность по обеспечению производственными помещениями с соответствующими приспособлениями и коммунальным обслуживанием лаборатории обеспечивается администрацией рынка.

Исходя из чего, судья считает, что должностными лицами Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) неправильно истолкованы и применены вышеуказанные нормы материального права.

Кроме того, акт проверки не подписан всеми должностными лицами, участвующими в проверке и указанными в качестве таковых в акте, что также свидетельствует о необъективности отраженных в нем сведений.

Таким образом, акт проверки от 30.04.2010 года и протокол об административном правонарушении от 30.04.2010 года не могут быть признаны как допустимые доказательства, подтверждающие вину ГУ «Казанское городское государственное ветеринарное объединение» в совершении административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, 1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 2) отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушения», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закреплённого в статье 1.5 КоАП принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах судья считает, что в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по данному делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного учреждения «Казанское городское государственное ветеринарное объединение» прекратить.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г. Казани.

Судья: подпись.

...